На "троечку": алтайские депутаты-медики поставили оценку здравоохранению региона
На фоне критики работы краевого минздрава во время пандемии, которую можно увидеть в Сети и услышать на улице, "Толк" решил спросить об оценке работы ведомства алтайских депутатов-медиков. Они разбираются в медицине и также являются частью власти, пусть и законодательной. Мы предложили им ответить на три вопроса о прохождении пандемии в Алтайском крае:
согласны ли вы с утверждением, что здравоохранение Алтайского края не проходит проверку пандемией; оцените от 1 до 10 (где 1 – ужасно, а 10 – очень хорошо), насколько хорошо край проходит пандемию; согласны ли вы со всем, что делает минздрав края; c чем согласны, с чем – нет. "Говорить о положительной оценке не приходится"Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, депутат АКЗС Александр Лазарев:
1) Край проходит пандемию тяжело. Но у нас большая часть людей выздоравливает. Не важно как – дома или в больницах. Это говорит о том, что в целом положительный баланс где-то прослеживается. Это если говорить о цифрах.
2) Говорить о положительной оценке не приходится. Ситуация архинеобычная, но если оценивать, то, наверное, я бы поставил 3-4 балла. Долгое время по Алтайскому краю смертность от ковида была ниже, чем в среднем по России. Это говорит о том, что система работает.
Другое дело, что объяснить это человеку, который в тяжелом состоянии, или родственникам человека, который умер от коронавируса, сложно. Их средние цифры не устроят. Но в целом я как профессионал оцениваю, есть регионы, где ситуация на порядок хуже.
Самоуспокаиваться не надо, еще разгара и пика, наверное, нет, и как дальше будет развиваться, никто не знает. Мир ни с чем подобным не встречался. Ослаблять усилия нельзя.
3) Это отдельный момент. Понятно, что есть мое мнение, и я бы многое, может быть, видел в другом плане. У минздрава свое мнение, и они же находятся в конкретных условиях, им надо где-то взять денег, более того, они связаны по рукам и ногам постановлениями.
Необходимо увеличивать количество коек в госпиталях, создавать госпитали, чтобы тяжелые больные не ждали помощи. Усиливать мощность скорой помощи, усиливать мощность первичного звена там, где сегодня наиболее тяжело. Рекомендации такого толка должны быть.
Кто-то говорит, что плохая статистика, это комментируют непрофессионалы. Статистика плохая у всех. Конечно, сегодня есть недоучет числа заболевших. Не всем делают тесты и не все обращаются за помощью.
"Сложно давать комментарий"Депутат Госдумы от Алтайского края, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Николай Герасименко:
1) Сложно давать комментарий на эту тему, потому что в Алтайском крае пандемия проходит довольно серьезно, идет рост заболевших. И регион входит в число наиболее пострадавших – это факт.
Система пока выдерживает, есть запасные койки. Как система выдержит, будет зависеть от размеров эпидемии.
2) Я бы не сказал, что хороши или плохи, идем в серединке регионов. Где-то ближе к "тройке".
3) Я не знаю, я сейчас не на Алтае, поэтому мне трудно говорить, какие действия они совершают. В принципе, судя по тому, что публикуется, стараются делать.
"Это не потому, что система здравоохранения плохо работает"Кандидат медицинских наук, депутат АКЗС Николай Якушев:
1) С тем, что наш регион проваливает проверку пандемией, я категорически не согласен. Потому что, во-первых, подобного аврального режима никогда не было. Это не то что проверка, это тотальная мобилизация всей системы здравоохранения, причем направленная на лечение конкретной нозологии.
То же самое, если не хуже, происходит в Новосибирске. Это я знаю как медик, который общается с другими коллегами из Новосибирской области. Да, Алтайский край проходит пандемию не спокойно, а в условиях стресса, но пока справляется.
Да, есть случаи, когда пациенты лежат в коридорах, на лестничных маршах. Но это не потому, что система здравоохранения плохо работает, а потому, что слишком много пациентов.
2) Я бы оценил на семь баллов. Но речь не только о системе здравоохранения, но и о том, как население воспринимает угрозу. Система здравоохранения не может одна бороться с пандемией. А если население не носит маски, если люди в трамваях ловят хайп и призывают отказаться от масок... Вот с учетом этого я оцениваю на семь баллов.
3) Я согласен не со всеми решениями, которые принимает алтайский минздрав. Например, история с инфекционистами в Бийске. Мне непонятна эта ситуация: мы не можем назвать это учреждение ковидным госпиталем, хотя они работают с ковидом.
Мы непрофильные организации, например Краевой центр охраны материнства и детства, переводим в ковидный госпиталь, а врачей-инфекционистов – нет.
Возможно, есть федеральная установка не открыть ковидных госпиталей, возможно, материальная составляющая, что необходимо сохранить денежные средства.
Также мне непонятно, почему главврача 14-й поликлиники убрали в период острейшей ситуации. Он проработал там 11 лет, знает весь коллектив. Пусть он вначале справился бы с ситуацией, а потом бы уже увольнять. Но после того, как решит в поликлинике ситуацию с ковидом. Зачем в условиях военных действий менять командира?
"Сегодня мы пожинаем ошибки прошлых лет"Кандидат медицинских наук, депутат АКЗС Павел Шумихин:
1) Я бы не согласился с тем, что край не выдерживает проверку пандемией. Я как врач вижу, что идет процесс выявления больных, госпитализация. Да, есть трудности и определенные накладки, но в целом на данный момент здравоохранение края выдерживает натиск пандемии.
2) По совокупности факторов я бы, наверное, поставил 3-4 балла. Сильно похвастаться нам действительно нечем, это объективная реальность. Но неизвестно, кто бы справился лучше и какие другие управленческие решения можно было бы принять.
3) Каких-то стратегических ошибок со стороны минздрава я не вижу, время покажет, что было сделано правильно, а что – нет. Но могу сказать об упущениях на уровне медучреждений. Мне как врачу они видны. В плане соблюдения противоэпидемических мероприятий были допущены вспышки коронавируса среди сотрудников.
Также не было достигнуто минимизации контактов между сотрудниками. Например, мне были известны случаи, когда заражались медработники, обедавшие в одном тесном помещении.
Если глобально посмотреть на проблему, то мы видим большую нагрузку на анестезиологов-реаниматологов и терапевтов. Здесь сказывается недостаток внимания этим службам в прошлые годы. Такая ситуация не только в Алтайском крае, это общероссийский тренд. Анестезиологи-реаниматологи работают на 2 – 2,5 ставки. Получается, экономится зарплата и врачи больше получают.
И вроде выгодная всем ситуация привела к тому, что в критический момент не оказалось достаточного количества анестезиологов. Такая же ситуация с терапевтами. Сегодня мы пожинаем ошибки прошлых лет.