Яжматери или чиновники: кто виноват в диких правилах строительства горок
С середины декабря в Барнауле обсуждают случай сноса горки на придомовой территории на улице Приречной. Горку построило местное ТСЖ, оно же и снесло детскую забаву, испугавшись требований нового техрегламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) "О безопасности аттракционов".
Это паническое действие коммунальщиков, скорее всего, было напрасным: то ли они не поняли документа, то ли кто-то из чиновников сам перепугался настолько, что решил сгрести все горки под одну гребенку.
Заботливые мамыЕсли вы помните, то еще лет пять назад на площади Сахарова у главной елки города строили довольно большую деревянно-ледяную (а еще раньше просто снежную) горку и несколько маленьких вокруг. Точно так же поступали на районных елках краевой столицы – насыпали огромную снежную горку, которая потом до марта, а то и до апреля, чернела и таяла, и когда детям уже с нее нельзя было кататься, те все равно приспосабливали ее для каких-нибудь своих игр.
Но вдруг такие горки стали исчезать из Барнаула. На той же площади Сахарова нет большой горки уже несколько лет. То есть задолго до нынешнего антигорочного психоза, прокатившегося по стране этой зимой, в Барнауле на местах ответственности муниципалитета уже поставили на больших горках крест. Почему?
По данным моих источников в украшательно-увеселительном секторе городской администрации, у нас подросло "новое поколение матерей, воспитанных на голливудских фильмах, где пропагандируется право гражданина судиться со всеми и за все".
И вот некоторые такие молодые и очень активные матери задались вопросом: а если ребенок скатится с такой городской горки и разобьет себе что-нибудь, можно ли будет посудиться с мэрией? Вопросом: "А я сама куда смотрела, когда ребенка на горку пускала?" – такая мама не задается. Драть чадо за разбитый на горке нос и мокрые от снега штаны, как драли родители родителей таких молодых матерей в преступном прошлом, яжмать не собирается. Зато бодро идет в суд.
Мэрия, получив некоторое количество исков от людей, для которых, казалось бы, она и старалась, лепив эти большие горки, решает больше не экспериментировать с сутяжными возможностями молодых и очень разгневанных мам, поэтому большие горки сами собой исчезают с муниципальных елок. И это происходит не только в Барнауле, но и в некоторых других городах, где суды за ушибы и переломы останавливают администрации в рвении устроить детям радость.
Добросовестные чиновникиТо есть с муниципальными горками, по сути, разобрались сами горожане (лучшая их часть) еще несколько лет назад. Но пока оставались частные горки – в парках, на предприятиях, во дворах или просто горки-подарки от простых граждан детворе. Такую, например, многие годы на улице Вербной строил знаменитый дедушка Слава.
Но и к ним незаметно подкрался техрегламент и накрыл все медным ГОСТом.
Любопытно, что ГОСТ на горки ввели еще в 2016 году, но действовать этот документ стал с февраля 2017-го. Назывался ГОСТ красиво: "Безопасность устройств для развлечений. Горки зимние".
Почему мы ничего о нем не слышали? Да просто потому, что применяться этот стандарт мог только добровольно. А у нас ведь как: что не обязательно, того как бы и нет.
В том же 2016-м ЕАЭС принимает техрегламент "О безопасности аттракционов", где говорится о горках вообще, а не о ледяных горках в частности. Тут-то и появляются сложные правила установки и регистрации различных аттракционов.
В 2018 году, пишет Octagon.media, ГОСТ на снежные горки и техрегламент на аттракционы соединили вместе: коллегия ЕАЭС выпустила перечень стандартов, на которые будет опираться техрегламент "О безопасности аттракционов", загнав в этот документ и ГОСТ на горки. Таким образом, ледяные горки впервые приравняли к аттракционам в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении (страны, входящие в ЕАЭС) еще в 2018-м. Но позицию о добровольности применения стандарта к этим горкам все еще не убрали.
А через год произошел чиновничий казус, когда, не разобравшись в деталях, решили привести все к одному знаменателю.
В декабре 2019 года вышло постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов". В нем указано, что правила распространяются на аттракционы, виды и типы которых прописаны в техрегламенте ЕАЭС. Соответственно, пусть и не напрямую, но зимние горки из категории объектов с добровольным соблюдением требований эксплуатации попали в категорию регулируемых государством.
А право контроля и регистрацию аттракционов передали Гостехнадзору.
Так как дело было уже зимой 2019/2020 годов, тогда ведомству не удалось внедрить эту тему с горками в размеренную жизнь россиян. Зима-2020/2021 оказалась первой коронавирусной – возможно, было просто не до горок. Ну и вот только в третью зиму все и понеслось. Запрягаем мы, как известно, медленно, зато потом – только отскакивай.
Испуганные гражданеТак как сегодня мы находимся в самый опасный для горок период, когда чиновники только запрягли и погнали, происходят разные типичные для такого времени несуразицы с чрезмерным рвением одних и недопониманием других. Ничего, притремся. Как сказал недавно на пресс-конференции Владимир Путин:
"Дело в том, что всегда сила действия равна силе противодействия. Как только начнешь давить, так – у нас же народ изобретательный – сразу появятся способы обойти это стремление".
Вот уже спустя пару недель после сноса горки на Приречной появилось внятное объяснение от мэрии (хотя это не ее головная боль, так сказать, а Гостехнадзора), что же можно строить во дворах без особых сложностей с узакониванием.
Все тяжелые сложности с проектированием, регистрацией и контролем относятся к большим горкам из дерева и/или льда. Как ранее пояснили "Толку" в Гостехнадзоре, даже ледяные и деревянные горки выше 40 см по закону именуются детским игровым оборудованием. Оно должно быть зарегистрировано – что крайне сложно сделать самому – или изготовлено по ГОСТу специальными организациями.
Но тут надо обратить внимание на слова "ледяные и деревянные горки". К снежным, по-видимому, дело не относится. Точнее не ко всем снежным горкам.
"Сейчас-то вся проблема в том, что строятся просто горки из снега, куча снега заливается водой. Вот эта конструкция никак не может называться оборудованием в том понимании, что требует технический регламент. Тем не менее, если эта горка стоит на территории придомовой, там машины проезжают, и, в принципе, за то, как эта горка эксплуатируется, наверное, будет нести ответственность УК", – сообщил "Толку" руководитель инспекции Гостехнадзора Алтайского края Александр Фунтиков.
Система с этими новыми требованиями к горкам уже начала притираться к обществу, проявлять находчивость (ну а что, люди из системы тоже в городе живут).
Итак, из разъяснения барнаульской мэрии следует, что все горки из снега, а не изо льда или дерева, можно построить во дворе с соблюдением некоторых правил:
высота горки – до 3 метров; скат горки нельзя направлять на дорогу или на препятствие; вершина и ступени горки должны быть устойчивыми; выделяется ответственное лицо, закрепленное за этой конкретной горкой; при катании за ребенком должны следить его родители; выбирать место для строительства снежной горки надо совместно с УК или ТСЖ.Возможно, ту самую горку на Приречной можно было и не убирать – может быть, только "подрезать" по высоте. Но никто не стал разбираться, и решили снести от греха. Хотя, возможно, в ТСЖ просчитали все не на один, а на два шага вперед. Вот привели бы они свою снежную горку к этим правилам – и вроде бы с государством облегченный снежногорочный квест пройден. Но государство засыпает, просыпаются яжматери. А оно надо ТСЖ? Ведь ответственный за дворовую горку уже должен появиться официально, а значит, есть к кому предъявлять претензии по суду, если что.
Материалы рубрики "Потолкуем" представляют собой личные мнения авторов, которые могут не совпадать с мнением редакции.