Способность преодолевать вызовы и успешно адаптироваться к переменам – отличительная черта и отечественного бизнеса, и российского потребителя
Наиболее ярко это проявляется в финансовой сфере, где, несмотря на трудности последних лет, банки продолжают свое развитие, а их клиенты не перестают активно пользоваться финансовыми услугами.
О том, каким было первое полугодие 2023 года для банковской сферы, как повлияло на рынок финансовых услуг повышение ключевой ставки и какие направления развиваются наиболее активно, рассказал управляющий ВТБ в Алтайском крае и Республике Алтай Дмитрий Горбунов.
Малый и средний бизнес
Кредитование – один из ярких маркеров развития бизнеса. Что можно сказать о предприятиях среднего и малого бизнеса в регионе на основе итогов первых шести месяцев года?
Мы видим, что активность наших предпринимателей растет. Это устойчивый тренд, который начался еще в прошлом году, несмотря на все изменения макроэкономических условий. Наш портфель кредитов региональному среднему и малому бизнесу с начала года увеличился до 17,8 млрд рублей. Топ-3 отраслей кредитного портфеля сформировали компании пищевой промышленности и сельского хозяйства (39%), строительства и недвижимости (27%), а также сферы торговли (22%). Также мы видим рост выдачи банковских гарантий. Их основной объем приходится на гарантии исполнения контрактных обязательств, под финансирование через ФРП, под поручительство ВЭБ, а также гарантии в пользу налоговых органов.
В чем причина возросшей активности СМБ?
На кредитную активность среднего и малого бизнеса оказали влияние сформировавшийся ранее отложенный спрос, устойчивый курс на импортозамещение и развитие отечественного производства, а также программы господдержки. Наиболее востребованными льготными механизмами финансирования у предприятий региона остается программа 1764 Минэкономразвития РФ и совместная программа льготного инвесткредитования Минэкономразвития, Банка России и Корпорации МСП для приоритетных отраслей (обрабатывающее производство, гостиничный бизнес, научная деятельность). Мы отмечаем высокий спрос бизнеса на этот льготный инструмент благодаря его условиям.
Банки постоянно работают над тем, чтобы предоставить клиентам среднего и малого бизнеса новые возможности для развития, активно интегрируют инструменты господдержки в кредитный процесс. Яркие пример – экспресс-кредитование по льготной программе Минэкономразвития №1764, где объединены два продукта, которые пользуются высоким спросом у юридических лиц и предпринимателей.
Но меры поддержки бизнеса сегодня не ограничиваются льготным кредитованием. В текущих экономических условиях важную роль играет гарантийная поддержка банков. Она помогает предпринимателям осваивать новые направления бизнеса и рынки сбыта, оптимизировать ценообразование, сохранять рабочие места. Доступность банковских гарантий – важная составляющая надежности системы госзакупок.
Кредиты населению
Изменилась ли в этом году потребительская активность населения?
Потребительская активность населения в этом году развивается рекордными темпами. В первом полугодии рынок розничного кредитования продолжил рост. Основными факторами роста также стал отложенный спрос с прошлого года, стабильные ставки по кредитам и сохранение действия госпрограмм.
По итогам первого полугодия объем розничного кредитования у нас увеличился на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выдачи кредитов наличными за этот период выросли вдвое, продажи автокредитов в 2,6 раза.
Мы отмечаем продолжающийся рост спроса на ипотеку: только в августе заемщики банка в Алтайском крае и Республике Алтай получили 600 ипотечных кредитов на сумму свыше 1,9 млрд рублей. Такой объем выдач в месяц стал рекордным за последние три года и по отношению к июлю увеличился на 47%.
Это связано с повышением ключевой ставки?
Увеличение объемов ипотечного кредитования наблюдалось в течение всего года: общий объем сделок с января составил 9 млрд рублей, что в полтора раза больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Но, действительно, такой взрывной рост в августе во многом объясняется ожиданием корректировок процентных ставок по кредитам вследствие роста ключевой ставки Банка России: клиенты спешили выйти на сделку на максимально выгодных для себя условиях. Стремясь максимально поддержать клиентов в нынешней ситуации, некоторое время банки давали заемщикам возможность оформить заявку на ипотеку по старым условиям. Но важно отметить, что повышение коснулось базовой линейки, ставки по льготным кредитам в рамках госпрограмм не изменились.
Как бы вы оценили дальнейшую динамику рынка ипотечного кредитования в новых условиях?
До конца сентября заемщики реализуют большинство запланированных сделок, в том числе в рамках ранее одобренных решений. Сейчас уже точно можно говорить о перетоке части спроса с традиционно высокого четвертого квартала на август и сентябрь. В новых условиях интерес к стандартным программам, по которым клиенты приобретают в основном вторичное жилье, с большой долей вероятности будет охлаждаться. Этому способствуют и рост цен на вторичку и дополнительные меры Банка России по регулированию рынка.
Впрочем, общий спрос на улучшение жилищных условий с помощью ипотеки сохранится достаточно высоким. При этом интерес будет смещаться в сторону программ с господдержкой, которые сейчас позволяют сохранить кредитную нагрузку в части ежемесячного платежа на минимальном уровне. Отчасти мы уже видели похожую ситуацию прошлой весной, когда вслед за резким ужесточением политики ЦБ ипотечные ставки на вторичку резко выросли. Напомню, на этом фоне доля господдержки на рынке подскочила более чем в два раза. По мере стабилизации экономической ситуации госпрограммы вновь уступили первенство базовым банковским предложениям.
Поговорим о сбережениях. Какая из потребительских стратегий сегодня наиболее распространена: сбережение на счетах, покупка валюты?
По итогам полугодия портфель средств физлиц у нас прирос на 14%. Для населения основным сберегательным инструментом, гарантирующим стабильность и высокую доходность при минимальном риске, был и остается рублевый депозит. Решение регулятора резко повысить ключевую ставку привело к росту доходности сберегательных продуктов в российских банках. Клиенты стремятся зафиксировать высокий процент, в том числе – на длительный срок, где сейчас предлагаются максимальные ставки по вкладам. Предполагаем, что этот тренд будет продолжен и часть клиентов захочет нарастить текущие накопления для будущих покупок.
Во втором полугодии ожидается сохранение тенденции роста портфеля рублевых сбережений. Одновременно будет снижаться портфель валютных депозитов, ставки по которым останутся на минимальном уровне, а долю доллара и евро в портфеле будет занимать продукты в дружественной валюте – прежде всего китайский юань.
В целом мы всегда рекомендуем клиентам выбирать тактику, ориентируясь на личные финансовые цели. Инструменты можно комбинировать – средства, которые вы не планируете тратить в ближайшей перспективе, разместите на долгосрочном вкладе – по нему сейчас действуют максимальные ставки. Деньги, которые важно держать под рукой, положите на накопительный счет, где снятие и пополнение возможно в любое время и без потери процентов.
Важный вопрос прошлого и этого года – международные переводы. Какие решения предлагают банки?
Одним из эффективных решений стал запуск международных переводов в мягких валютах. Это позволило усилить интеграцию с финансовыми рынками дружественных стран и оперативно восстановить привычный для пользователей сервис. Ранее трансграничные переводы были доступны по реквизитам и ими пользовались в основном состоятельные клиенты банка, а сейчас мы наблюдаем рост переводов в массовом сегменте. Сегодня розничные клиенты могут перевести деньги за рубеж в 11 стран. К концу года планируем увеличить число доступных направлений в 3 раза – до 30 стран. Появилась также возможность открывать счета в индийских рупиях, перспективным направлением является Турция.
Цифровизация банков
Когда началась пандемия, очень много и бурно говорили о развитии онлайн-сервисов. Прошло время, и новое стало восприниматься как само собой разумеющееся. Какие новые цифровые решения предлагает банковская сфера своим клиентам?
Банки ищут новые каналы для онлайн-обслуживания своих клиентов. Сейчас очень популярны мессенджеры и соцсети. Создаются сервисы с концепцией "банк в соседнем чате", что подразумевает доступ к самым необходимым финансовым операциям на каждый день на тех площадках, где чаще всего общаются клиенты. Все активнее развиваются платежи по QR-коду и через систему быстрых платежей, и в этих сегментах мы видим значительный потенциал для роста. В июле количество активных пользователей, регулярно совершающих оплату по QR-коду, выросло на 67% к началу года, а число таких платежей – в 1,5 раза.
Банки планомерно реализуют свои проекты в рамках стратегии цифровизации, в том числе в разрезе продуктов и сервисов среднего и малого бизнеса. Благодаря цифровой трансформации удается минимизировать количество действий, необходимых для получения клиентом любой финансовой услуги, и максимально сократить пакет документов, которые необходимо предоставить для ее реализации. Мы фиксируем рост спроса на нефинансовые сервисы среди клиентов среднего и малого бизнеса – чаще всего ими пользуются предприятия сферы услуг, торговли и строительства. В линейке бизнес-сервисов для среднего и малого бизнеса есть продукты для HR, перевода на аутсорсинг бухгалтерских и юридических задач, инструменты для роста продаж, управления закупками, сервисы для защиты интеллектуальной собственности и другие. С их помощью ИП, ООО и самозанятые могут закрыть большинство операционных вопросов и оптимизировать бизнес-процессы.
Интеграция с "Открытием"
Одно из важнейших событий текущего года – объединение финансовых групп ВТБ и "Открытие". Что это означает для клиентов банка и самого банка?
Миграция клиентов всех бизнес-линий идет по утвержденному плану. В марте 2023 года мы объединили банкоматные сети, и теперь клиенты могут снимать и вносить без комиссии наличные.
Наша основная задача – качественно подготовиться к миграции и провести ее максимально комфортно для клиентов. В конце этого года планируем начать перевод розничных клиентов с кредитными продуктами. Все условия и сроки погашения кредитов после миграции останутся неизменными. Основной этап объединения в рознице собираемся начать в первом квартале 2024 года – мы предложим нашим новым клиентам простые и удобные способы перехода в наш банк.
Для обслуживания клиентов среднего и малого бизнеса банк запускает единую цифровую платформу, которая объединяет более 80 финансовых продуктов и нефинансовых сервисов двух банков. Основная задача платформы – обеспечить бесшовный переход клиентов и предложить им, с одной стороны, все привычные сервисы, с другой – новые возможности.
В целом миграцию предполагается завершить к концу 2024 года. Перед нами стоит задача сохранить все лучшие практики, сервисы, компетенции и продукты после окончательного объединения банков.