На то, как меняется инфляция на продукты и другие простые товары, влияют не только аппетиты производителей и продавцов, но и поведение потребителей – что именно и где они покупают
"Часто в СМИ говорят, что инфляция разгоняется. Но на самом деле не все так просто. Это вообще средний от среднего показателя. Потому что есть инфляция даже внутри категорий товаров и она может быть совершенно разной", – об этом на ноябрьском форуме в Новосибирске "Дни ритейла в Сибири" рассказал Константин Локтев, исполнительный директор компании NielsenIQ, которая в октябре провела актуальное исследование рынка торговли в стране.
По его словам, на темпы инфляции на товары повседневного спроса оказывает влияние слишком много факторов. Причем не только глобальных, но и таких вполне обыденных, как размер упаковки и переключение покупателей на другие бренды.
"Мы посмотрели все категории товаров и увидели, что цена на них растет неравномерно. Где-то наблюдается даже дефляция. Не только в силу того, что кто-то цены снизил, но и из-за изменения структуры продаж. Если покупатель переключился на более дешевый товар или ритейлер поставил на полку больше недорогих позиций, мы будем наблюдать дефляцию. И таких категорий 12% от общего оборота", – рассказал он.
Он привел результаты из исследования: 48% приходится на категории, где инфляция составила от 0% до 10%, а товаров, которые подорожали более чем на 10%, – 35%.
Локтев перечислил несколько факторов, которые влияют на инфляцию в сфере товаров повседневного спроса.
- Первый – "просто рост цен в силу того, что ингредиенты и логистика подорожали".
- Второй – переключение между брендами: если покупают больше дешевых, инфляция будет ниже, больше дорогих – выше.
- Третий – каналы продаж. Если покупатели уходят в онлайн-покупки и дискаунтеры, это снижает инфляцию, если на более дорогие каналы – повышает.
- Четвертый – изменение размера упаковки. "Производители любят иногда играть с ним, чтобы балансировать цену. Этот фактор тоже влияет", – объяснил эксперт.
Константин Локтев также отметил, что реальные доходы покупателей по темпам роста превысили динамику инфляции. Особенно в Сибири, которая согласно данным NielsenIQ, лидирует среди федеральных округов как по росту среднедушевых доходов населения (+15,4% за год), так и по динамике продаж товаров (+14,9%). "Это хороший сигнал для местного бизнеса, в том числе локального, считает эксперт".