Онлайн и размер упаковки: что влияет на инфляцию в продажах повседневных товаров

Открытие магазина
Открытие магазина Фото: Виталий Барабаш

На то, как меняется инфляция на продукты и другие простые товары, влияют не только аппетиты производителей и продавцов, но и поведение потребителей – что именно и где они покупают

"Часто в СМИ говорят, что инфляция разгоняется. Но на самом деле не все так просто. Это вообще средний от среднего показателя. Потому что есть инфляция даже внутри категорий товаров и она может быть совершенно разной", – об этом на ноябрьском форуме в Новосибирске "Дни ритейла в Сибири" рассказал Константин Локтев, исполнительный директор компании NielsenIQ, которая в октябре провела актуальное исследование рынка торговли в стране.

По его словам, на темпы инфляции на товары повседневного спроса оказывает влияние слишком много факторов. Причем не только глобальных, но и таких вполне обыденных, как размер упаковки и переключение покупателей на другие бренды.

Ценовая горячка: что подстегнуло инфляцию и как ее пытаются затормозить

Значительно выросший спрос со стороны россиян внутри и за пределами страны, взлетевшие издержки производителей и относительно низкие ставки в банках подстегнули рост цен

"Мы посмотрели все категории товаров и увидели, что цена на них растет неравномерно. Где-то наблюдается даже дефляция. Не только в силу того, что кто-то цены снизил, но и из-за изменения структуры продаж. Если покупатель переключился на более дешевый товар или ритейлер поставил на полку больше недорогих позиций, мы будем наблюдать дефляцию. И таких категорий 12% от общего оборота", – рассказал он.

Он привел результаты из исследования: 48% приходится на категории, где инфляция составила от 0% до 10%, а товаров, которые подорожали более чем на 10%, – 35%.

Локтев перечислил несколько факторов, которые влияют на инфляцию в сфере товаров повседневного спроса.

  • Первый – "просто рост цен в силу того, что ингредиенты и логистика подорожали".
  • Второй – переключение между брендами: если покупают больше дешевых, инфляция будет ниже, больше дорогих – выше.
  • Третий – каналы продаж. Если покупатели уходят в онлайн-покупки и дискаунтеры, это снижает инфляцию, если на более дорогие каналы – повышает.
  • Четвертый – изменение размера упаковки. "Производители любят иногда играть с ним, чтобы балансировать цену. Этот фактор тоже влияет", – объяснил эксперт.
Инфляция в России в октябре ускорилась до 6,69%, в Алтайском крае – до 7,98% в годовом выражении (то есть в сравнении с октябрем прошлого года). В Центробанке прогнозируют, что по итогам года по стране она может составить 7,5%. Однако общий показатель инфляции включает в себя гораздо больше параметров, чем только данные ценовых колебаний в торговле повседневными товарами.

Константин Локтев также отметил, что реальные доходы покупателей по темпам роста превысили динамику инфляции. Особенно в Сибири, которая согласно данным NielsenIQ, лидирует среди федеральных округов как по росту среднедушевых доходов населения (+15,4% за год), так и по динамике продаж товаров (+14,9%). "Это хороший сигнал для местного бизнеса, в том числе локального, считает эксперт".

Режим экономии выгнал покупателей из гипермаркетов в магазины у дома

Привычный формат, в котором работают многие продуктовые сети, в 2023 году стал показывать темпы прироста, которых ритейлеры давно не помнят

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей