Значительно выросший спрос со стороны россиян внутри и за пределами страны, взлетевшие издержки производителей и относительно низкие ставки в банках подстегнули рост цен
Инфляция в России в октябре разогналась до 6,69%, в Алтайском крае – до 7,98% в сравнении с октябрем прошлого года. В Центробанке прогнозируют, что по итогам года по стране она составит до 7,5%. Эксперты в голос говорят: все дело в растущем спросе со стороны потребителей, высоком кредитовании и последствиях резко выросших издержек производителей. Это подтверждают и цифры аналитиков рынка торговли.
Эксперты называют несколько предпосылок, которые привели к разгону цен.
Высокий спрос
Потребление в середине и III квартале 2023 года в стране побило уровень IV квартала 2021-го, писал "Коммерсант" со ссылкой на ноябрьский доклад Центробанка. Разгону темпов потребления способствовал рост доходов населения, в том числе реальных, то есть учитывающих рост цен.
"Доходы населения в реальном выражении не упали, – объяснял РБК экономист Михаил Задорнов. – Люди получили бюджетный стимул, в том числе за счет выплат участникам СВО и их семьям, за счет роста зарплат в условиях острого дефицита кадров практически во всех отраслях экономики".
Также, по его словам, серьезную поддержку из бюджета получил ряд отраслей вроде строительства или ОПК. И в конечном итоге это вылилось в серьезное стимулирование потребительского спроса.
Общефедеральный тренд находит отражение и в Сибири, и в Алтайском крае. СФО, который за год потерял 1,4% населения, стал за это же время чемпионом по приросту среднедушевых доходов (+15,4%) и динамике потребления. Об этом на недавно прошедшем в Новосибирске форуме "Дни ритейла в Сибири – 2023" рассказывал Константин Локтев, исполнительный директор компании NielsenIQ (системно анализирует рынок торговли).
Сибирь за год приросла в продажах товаров повседневного спроса на 14,9% в денежном выражении и на 8,5% в упаковках. То есть даже если смотреть только на финансовую динамику, спрос заметно обогнал инфляцию.
Статистика Алтайского края говорит, что реальные доходы населения за девять месяцев 2023 года выросли на 11–12%. Товарооборот в регионе вырос на 6,4%, а в сопоставимых ценах – на 2,8% (девять месяцев 2023-го к такому же периоду 2022-го).
Ослабление рубля
Собственно, выросший спрос эксперты называют одной из причин и стремительного падения курса рубля, поскольку его значительная часть, объяснял Задорнов, "традиционно удовлетворяется за счет импорта":
"Рубль ослабляется в первую очередь на фоне сокращения профицита торгового баланса: экспорт сжимается, а импорт растет".
И ЦБ в своем докладе констатировал: "Расширение внутреннего спроса при снижении чистого экспорта и экспортных поступлений является одним из наиболее существенных факторов снижения курса национальной валюты". Регулятор полагает, что при росте спроса внутри страны и сохранении экспорта рубль продолжит слабеть.
Набрали кредитов
И население, и бизнес за последний год набрали рекордный объем кредитов. И это тоже стало одним из факторов, разгоняющих и спрос, и цены.
По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, недавно выступавшей в Госдуме, с июля 2022 года, когда ключевая ставка упала до 7,5%, "кредит был очень доступным, кредитование и населения, и бизнеса росло темпами около 20% и даже более, если считать год к году" (цитата по РИА "Новости"). Прирост кредитного портфеля компаний составил по стране 11 трлн рублей.
В Алтайском крае за девять месяцев 2023 года население и бизнес взяли кредитов на треть больше, чем в январе – сентябре 2022-го, – на 423 млрд рублей. Только физлица, то есть просто жители региона, совокупно взяли сумму на 56,9% больше.
Чтобы остудить ситуацию, Центробанк осенью поэтапно повышал ключевую ставку, сейчас она составляет 15%. Это минимальная ставка, по которой ЦБ может кредитовать коммерческие банки, которые, в свою очередь, будут выдавать кредиты и населению, и бизнесу под еще более высокие проценты. Предприниматели называют этот порог запретительным.
Однако Задорнов считает, что с вмешательством регулятора и в кредитную, и в валютную политику нужно смириться.
"Представление, что рынок сам себя отрегулирует в текущих условиях, — неверно, – сказал он РБК. – Организм, конечно, может сам победить вирус, но мы же сбиваем температуру, когда она под 40 градусов. В периоды обострения экономической ситуации также надо применять не всегда приятные лекарства. <…> Повышение ставки ЦБ само по себе не влияет на курс, но косвенно увеличивает депозитные и стимулирует сбережение против потребления".
Набиуллина отметила, что пока ставка останется высокой, чтобы "экономика переварила рекордный объем уже созданного за последние 12 месяцев кредита".
Взлетевшие издержки
В этом году себестоимость производства в стране заметно выросла, причем практически во всех отраслях, так как есть несколько позиций, динамика по которым взвинтила издержки бизнеса в целом.
Первая – это зарплата. На фоне острейшего дефицита кадров она существенно выросла.
"Повышение зарплаты воспринимается любым бизнесом как издержки, и рано или поздно оно должно компенсироваться в цене. Так и произошло. Это постоянно действующий механизм с отложенным эффектом", – говорит Евгений Шваков, и. о. руководителя МИЭМИС АлтГУ.
Об этом ранее говорил и министр промышленности края Вячеслав Химочка, отмечавший, что борьба за кадры, обострившаяся из-за возросших потребностей оборонных предприятия, привела к резкому росту зарплат – на 26,2% за январь – июль.
Из-за падения рубля подорожали импортные составляющие, сырье, компоненты и т. д.
Летом резко взлетели цены на топливо – и на бензин, и на солярку, они сказались на стоимости и самого производства, и логистических услуг.
Товары на полках подорожают
Фактор резко возросших издержек продолжит давить на цены минимум несколько месяцев.
Как показал опрос производителей товаров повседневного спроса NielsenIQ, 59% планируют повысить цены в ближайшие три месяца, из них 43% – увеличат стоимость на 6–9% (то есть на уровень инфляции), 26% – на 11–15%.
Урожай, собранный при значительно возросших издержках на топливо, продолжит поступать в переработку еще несколько месяцев.
Федеральный бюджет, а вслед за ним и региональные предусматривают рост расходов и весомую бюджетную поддержку. "То есть бюджетная политика продолжает быть стимулирующей", – говорил Задорнов РБК.
Это означает, считает он, что Центробанк будет вынужден сохранять жесткую денежно-кредитную политику как противовес, чтобы сдерживать и спрос, и инфляцию.
Разогнавшаяся инфляция притормозит объемы потребления. "Ее значимость как компонента продаж начинает усиливаться", – заявил Локтев.