Гражданские заводы, вынужденные гнаться по уровню зарплат за оборонными предприятиями, рискуют, работая в рыночных условиях, остаться без средств для развития
За два года зарплаты в промышленности Алтайского края выросли в полтора раза, по итогам семи месяцев средний размер составил 47,6 тыс. рублей. Такой взлет показателя связан с острейшим дефицитом кадров (особенно в оборонке), которые экстренно завлекали высокими зарплатами. И это весомый плюс сложной проблемы. Однако, считает министр промышленности региона Вячеслав Химочка, у серьезного наращивания фондов оплаты труда есть один важный отложенный минус.
О ситуации с кадрами в отрасли, зарплатами и в целом о положении дел на заводах 11 октября говорили на круглом столе, организованном профильным комитетом краевого заксобрания на Алтайском заводе прецизионных изделий (АЗПИ).
Только в январе – июле 2023 года зарплата на предприятиях края выросла на 26,2%, при том что в целом по краю – на 19,3%, говорят данные регионального минпрома.
В оборонке и котлостроении за этот период она подскочила в полтора раза, в производстве одежды – на 46%, в выпуске автокомпонентов (например топливных систем и форсунок на АЗПИ) – на 39%. Последняя отрасль стала лидером по абсолютному размеру средней зарплаты – 65 тыс. рублей.
Все это стало прямым следствием борьбы за кадры, особенно обострившейся после того, как на десятки процентов, а где-то и кратно выросли объемы оборонного заказа, для выполнения которых дополнительно потребовались тысячи работников. Привлечь их, а то и не потерять имевшихся можно было в основном зарплатами.
Однако в этой положительной для персонала ситуации есть один отложенный минус, считает Вячеслав Химочка.
"Да, с одной стороны, работодатели вынуждены повышать зарплаты и делали это уже неоднократно. Но с другой – беспредельно увеличивать фонд оплаты труда руководитель не-мо-жет. Сегодня гражданские предприятия фактически гонятся за оборонщиками. Но предприятия ОПК поднимают зарплаты, потому что все расценки на их продукцию согласованы с заказчиками. У гражданских заводов такой возможности нет, – объяснил министр. – Однако они понимают, что людей надо сохранять – и зарплаты повышают. Хотя это не всегда соответствует даже правилам формирования себестоимости – съедается та маржа, которую можно было бы вложить в обновление производственных фондов".
По мнению Химочки, со временем станет ясно, во что это выльется: "Думаю, месяцев через девять, через год мы увидим, какие тенденции будут вырисовываться".
Его слова частично подтвердил и председатель правления АЗПИ Виктор Герман, который отметил, что уже сейчас в себестоимости продукции фонд оплаты труда составляет свыше 30%. А на него накручиваются еще налоги, выплаты в соцфонды и т. д. В итоге доля в себестоимости вырастает до 75–80%. Остается "на 20% вести все это хозяйство", сказал Герман.
По итогам полугодия, рассказал он, по размеру средней зарплаты производственники края занимали восьмое место среди регионов Сибири. Однако по темпам роста – делили первое-второе место с Омской областью.
"С июля 2021-го по июль 2023-го зарплата в нашей промышленности увеличилась на 49%. Средний показатель по Сибирскому округу – 28%. Не считаю это абсолютно нормальным, потому что нормальная ситуация все-таки тогда, когда идет планомерный рост и зарплат, и инфляции. Хотя мы понимаем, что не в лидерах по уровню зарплат в СФО и нам нужно догонять", – добавил министр.
За семь месяцев 2023 года в обрабатывающие производства удалось дополнительно привлечь 1,7 тыс. человек (в сравнении с таким же периодом 2022 года). Сейчас в этих отраслях работает 92 122 человека. Для сравнения: в торговле – порядка 72 тыс.
Однако даже значительно выросшие показатели оплаты труда не позволили производствам полностью закрыть потребность в кадрах. Сегодня только оборонке требуется дополнительно еще 3,3 тыс. человек, а число вакансий в целом по промышленности – около 7,5 тыс. человек. И это – только по данным 60 крупнейших заводов. "Если брать средние и малые, цифра в разы будет больше", – уверен Химочка.