Гендиректор "Ротора" рассказал, насколько вырос объем производства и почему кадровый дефицит в промышленности стал вопросом национальной безопасности
Оборонные предприятия задают тон в промышленном развитии в Алтайском крае. Именно они обеспечивают рост физических объемов. На многих заказы выросли в разы. Однако необходимость кратно нарастить объемы в сжатые сроки потребовала главного – кадров. А с ними беда. О том, как к новым условиям адаптировались на барнаульском предприятии "Ротор", "Толку" рассказал его директор Максим Коновалов.
Кратный рост в сжатые сроки
– Данные крайстата показывают, что объем продукции вашего предприятия в начале этого года к январю прошлого вырос в десятки раз. Складывается впечатление, что предприятия оборонки сегодня в целом – фавориты промпроизводства в Алтайском крае. Вы готовы согласиться с тем, что находитесь в привилегированном положении, у вас хорошая экономика и нет трудностей?
– Привилегированность – это ответственность, возложенная на предприятия ОПК государством. Это выполнение гособоронзаказа в установленные сроки и обеспечение качества изделий. Плюс стоят задачи увеличить в разы производство, нарастить объемы, принять квалифицированных специалистов, по необходимости модернизировать производство. И реализовать это нужно в очень короткие сроки.
Государство оказывается всесторонние меры поддержки в виде льготных программ кредитования для модернизации производства, 100% авансирования гособоронзаказа и других мер.
– Вы пользуетесь такими инструментами?
– В настоящее время нет. На предприятии проходило техперевооружение с 2010 по 2018 годы, в тот период завод наращивал объемы производства изделий для военно-морского флота (ВМФ). Сейчас мы эти вопросы решаем точечно. Имеющийся технический потенциал позволяет нам выполнять поставленные задачи.
– Возникают проблемы с поставкой комплектующих, в том числе и импортных? Что пришлось пересматривать в связи с этим?
– В производстве мы применяем и отечественные, и импортные комплектующие. Есть поставщики, которые увеличили сроки их изготовления и поставки. В связи с этим пришлось пересмотреть систему закупок и планирования, чтобы это не повлияло на конечный результат. Ряд поставщиков сократил сроки поставок, некоторым пришлось искать замену.
Наше предприятие – не разработчик изделий, а их серийный изготовитель. Мы должны изготовить изделие качественно и в срок. Наше пожелание разработчику – рассмотреть возможность замены импортных комплектующих на отечественные.
Еще не "потолок"
– Сколько вы сегодня производите? И какова динамика за последнее время?
– По некоторым направлениям сохраняется стабильность заказов без существенного роста, по другим увеличение объемов производства составляет от двух до семи раз.
– Для предприятия это предельный объем?
– Не предельный с точки зрения наших производственных мощностей. Единственное ограничение по росту объемов – это отсутствие необходимой численности квалифицированных специалистов.
Кадры нужны вчера
– Есть предприятия, которые тоже исполняют оборонзаказы, и сейчас на это направлены их основные усилия, но с рыночной точки зрения поставки по коммерческим контрактам для них экономически выгоднее. А как у вас?
– Это вопрос приоритетов. И сегодня это исполнение гособоронзаказа. Наша продукция, которую мы изготавливаем для ВМФ или военной авиации, может использоваться и для гражданских целей. У нас был ряд проектов с "РЖД", с сельхозпроизводителями. Но мы их были вынуждены свернуть, чтобы сосредоточить и кадровый, и производственный потенциал на выполнении гособоронзаказа. Особенно – кадровый. Дефицит квалифицированных специалистов – глобальная, стратегическая, якорная проблема.
– Об этой проблеме сегодня говорят все промышленники. Какая специфика у "Ротора"? И действительно ли завод не может взять больший объем заказов из-за отсутствия необходимого числа работников?
– Да, мы готовы взять на себя и большие объемы – запрос от заказчиков на это есть. Но обязательства мало взять, их нужно выполнить. А нам физически не хватает высококвалифицированных специалистов. Сейчас на существующие объемы мы готовы принять до 150 человек.
Готовых кадров критически мало. Но мы готовы в них вкладываться. Кадровая политика предприятия предусматривает комплекс мероприятий, начиная от профориентации школьников, работы с профильными средними и высшими учебными заведениями до организации внутри завода учебно-производственного участка, наставничества и т. д.
– Но профориентационные мероприятия, программы подготовки – это инвестиции в будущее. А 150 человек, как я понимаю, нужны вам здесь и сейчас.
– Вчера.
– Получается, эта зияющая кадровая дыра – незакрываемая?
– Не исключено, что такие специалисты на рынке и есть. Но они могут работать на других предприятиях, возможно, с более привлекательными условиями труда – с точки зрения географии, оплаты. Плюс значение имеет специализация. Нам нужны операторы станков ЧПУ, токари, фрезеровщики 5-6 разряда.
– Таких специалистов ищут и другие заводы.
– Да, но номенклатура разная, разные требования к качеству работы. У "Ротора" есть своя специфика, которая предполагает работу специалистов высокой квалификации – у нас высокоточное производство.
Зарабатывают до 130 тысяч
– Кадровая проблема "подтянула" зарплаты в отрасли – предприятия вынуждены конкурировать, в том числе и по оплате труда. Вы повышали зарплаты? И можно ли платить специалистам примерно равной квалификации одинаковые зарплаты на разных производствах?
– Тут большую роль играет, во-первых, специфика предприятия. А во-вторых, экономика – себестоимость производства, уровень накладных расходов, ситуация на рынке и многие другие параметры. А если мы говорим о заводах, исполняющих гособоронзаказ, то в этом случае ценообразование контролируется государством – мы не можем запланировать и реализовать какой-то доход больше, чем регламентировано.
– То есть вы не можете директивно сказать, что готовы повысить зарплату условно на 50%?
– Нет. Хотя мы все равно изыскали возможности, чтобы увеличить зарплату на предприятии по сравнению с прошлым годом на 17%. Сейчас средний размер заработной платы на заводе составляет 48-49 тысяч рублей. А есть специалисты, которые в месяц могут заработать 120-130 тысяч. Конечно, нам есть еще над чем работать в этом направлении – мы постоянно анализируем структуру затрат, изучаем, где можем снизить издержки.
"Ситуация чрезвычайная"
– Многие заводы испытывают нехватку специалистов. Но именно "Ротор" вошел в госпроект "Профессионалитет" с Алтайским политехническим техникумом. Почему?
– Да, мы стали индустриальным партнером в этом проекте. Когда мне предложили возглавить региональное отделение Союза машиностроителей, я сказал, что для меня это будет возможность заняться на региональном уровне проблемой дефицита кадров. Потому что для предприятий ОПК ситуация очень серьезная, чрезвычайная. Это вопрос национальной безопасности.
Но я вижу положительные сдвиги – все мероприятия, которые мы с коллегами реализуем совместно с органами власти, СМИ, учебными заведениями, повлияли на то, что молодежь все-таки обернула свой взор на работу на промышленных предприятиях.
Я вижу, что ситуация меняется, даже по числу учеников – молодых специалистов, которые стали к нам приходить. Если в прошлом году их было 10-15 человек, то сейчас уже 38.
– Есть примеры регионов, где крупные корпорации фактически создают свои учебные базы – современные, оснащенные. Алтайский край не обладает мощными финансовыми возможностями. Однако последние годы промышленники края получали хорошие финансовые результаты. Почему при такой остроте проблемы сообща, в кооперации не инвестировать в подобную учебную базу?
– "Ротор", войдя в программу "Профессионалитет", инвестирует более 10 млн рублей.
– Это конкретно ваше предприятие. А нет ли разговоров о совместном проекте промпредприятий края?
– Такие идеи обсуждаются. У собственников и руководителей предприятий есть понимание, что необходимо частно-государственное партнерство в этом направлении, чтобы растить специалистов для своих производств. Я думаю, что эта идея в этом году приобретет уже какую-то конкретику.
– Есть риск конкуренции за подготовленные кадры?
– Да, есть вопрос гарантий того, что этот обученный при поддержке предприятия специалист останется на нем. Но это еще и очень серьезные инвестиции. В любом случае без партнерства с государством здесь не обойтись.
Эта тема активно обсуждается и на федеральном уровне. Задача по реализации программы "Профессионалитет" поставлена главой государства. Плюс есть опыт передовых производств, например, "КамАЗа" или предприятий, входящих в "Ростех". Его можно брать за основу. Плюс если задача будет поставлена по вертикали власти, если появится реальная поддержка и контроль, то ситуация изменится в лучшую сторону.
– Сколько вы планируете получить кадров по итогам участия в "Профессионалитете"?
– Мы готовы трудоустроить всех специалистов, которые пройдут подготовку по программе. В этом году планируется принять 175 специалистов.
– Какой у вас возрастной состав сейчас на предприятии?
– Средний возраст работников – 46 лет. Есть специалисты, которым уже за 70-75 лет, причем они и физически, и интеллектуально абсолютно работоспособны. А есть и молодые ребята.
70% оборонки
– В течение длительного времени, пока не было повышенных объемов оборонзаказа, предприятие много вкладывало в развитие производства товаров народного потребления. Не свернете его сейчас?
– Мы не отказываемся от этого направления. У нас есть своя доля на этом рынке, мы ее удерживаем. Мы стараемся оптимально сформировать модельный ряд, заниматься продвижением изделий. На уровень спроса здесь оказывают влияние самые разные факторы – от покупательской способности сезонности и урожайности.
– Если взять весь объем производимой на предприятии продукции, какая доля приходится на изделия для оборонного комплекса и на товары народного потребления?
– В структуре производства 70% – продукция спецназначения, 30% – товары народного потребления.