Ритейлеры считают, что сегодня недостаточно просто поднять зарплаты и ждать, когда люди откликнутся на вакансии: в нынешних условиях это слабо работает
Рост доходов и покупательской активности подстегивает ритейлеров открывать новые магазины, внедрять промоакции, создавать собственные торговые марки. Однако все планы, перспективы и аппетиты омрачает одно – кадровый дефицит. Настолько остро, как в 2023 году, эта проблема для бизнеса не стояла. Что происходит на рынке труда в торговле Алтайского края – в материале "Толка".
Нужны продавцы
Спрос на сотрудников в торговле в целом по стране за 10 месяцев вырос – компании открыли на 35% вакансий больше, чем в прошлом году. В Алтайском крае объем предложений о работе в ритейле за январь – октябрь увеличился на 40% (по сравнению с таким же периодом 2022-го), рассказали "Толку" в HeadHunter.
Розничная торговля в регионе входит в десятку направлений с наиболее массовым спросом на персонал. Только в октябре в крае работодатели открыли 1,4 тысячи новых вакансий.
Самые востребованные кадры – продавцы, на которых приходится 70% предложений о работе. На втором месте – административный персонал (11%), на третьем – директора магазинов и мерчендайзеры (по 6%).
Алтайский край – в числе тех регионов Сибири, где рост вакансий в ретейле наиболее значимый (+40%), выше он только в трех областях: Новосибирской (+43%), Кемеровской (+45%) и Томской (+46%). При этом с точки зрения конкуренции за кадры в крае ситуация не такая драматичная, как в соседних регионах СФО. В частности, в Кузбассе сейчас на одну вакансию в рознице приходится лишь 1,6 резюме (в то время как у нас – 2,6).
Ощутимый голод
Параллельно с ростом вакансий растет и дефицит персонала в розничной торговле.
Год назад в октябре на одно предложение работодателя приходилось 4,7 резюме и это покрывало потребности компаний (норма для рынка труда – 4–7,9). Однако в октябре 2023 года значения индекса упали до 2,6 резюме на вакансию, и это уже признак кадрового голода.
"Интерес соискателей к работе в розничной торговле снижается – количество активных резюме в этом году меньше на 9%, нежели год назад. <...> Сложнее всего работодателям закрывать вакансии директоров, товароведов и супервайзеров. Все потому, что таких предложений сейчас больше, чем резюме кандидатов", – пояснила руководитель пресс-службы hh.ru Сибирь Лилия Эсауленко.
Вопрос о нехватке кадров подняли и на площадках форума "Дни ритейла в Сибири", который прошел в ноябре в Новосибирске. Предприниматели заявили, что впервые в своей практике сталкиваются с таким серьезным вызовом.
"У нас наблюдается постоянный дефицит трудовых ресурсов. Причем мы обращаемся к аутстаффинговым и аутсорсинговым компаниям, и там тоже есть дефицит. В условиях, когда в стране дорожает труд и растет стоимость денег, вряд ли можно оптимистично смотреть на развитие внутреннего производства", – заявил на форуме Виктор Шкуренко, собственник ТД "Шкуренко" (дистрибьютор продуктов питания в регионах СФО).
Кроме того, нехватка линейного персонала (продавцы, кассиры, консультанты и т. д.) – один из 10 общеэкономических рисков для ритейлеров и производителей. Так считают 40% опрошенных компаний, согласно данным аналитической компании NielsenIQ. Еще 17% фирм заявляют в качестве риска дефицит высококвалифицированного персонала.
Зарплаты не те
Причин усилившегося кадрового голода несколько, считают эксперты. Свою роль сыграли и неблагоприятная демографическая ситуация, и сокращение трудовых ресурсов в стране.
Помимо этого, в регионе растет конкуренция со стороны работодателей из других направлений. Например, онлайн-торговли, где набирают таких соискателей на позиции упаковщиков, комплектовщиков, работников пунктов выдачи, отмечают специалисты HeadHunter.
Влияют на усиление дефицита кадров и логисты, которые нанимают курьеров, и компании из сферы производства, где второй год подряд открывается все больше вакансий, не требующих серьезной профподготовки.
"При этом такие работодатели предлагают более удобные условия труда, например гибкий график, как в е-commerce, или расширенный соцпакет, как на производстве, а кроме того – более высокие зарплаты. Ретейл сейчас не слишком конкурентен по зарплатам", – отметили в hh.ru.
Если средняя по краю средняя предлагаемая зарплата составила по итогам октября 40 тыс. рублей, то в рознице она держится на уровне 34,7 тыс.рублей.
Рыночный диапазон зарплат для продавцов в Алтайском крае сейчас составляет 30–45 тысяч рублей, администраторам предлагают 36–46 тысяч, а директорам магазинов – 51–86 тысяч (данные аналитического сервиса "Люди в цифрах").
Руководитель алтайской сети "Аникс" Юрий Никитин рассказал: чтобы не отставать от рынка, компании приходится пересматривать зарплаты несколько раз в год. И в итоге получается, что сегодня производительность труда не поспевает за ростом зарплат.
"Здесь очевидный дисбаланс. Доля зарплат в структуре себестоимости продаваемых товаров выше", – отметил предприниматель на форуме.
Кроме того, рост конкуренции подогревает и мощное развитие самой розницы. Ведь каждый год компании открывают новые точки, в регион заходят новые сети – все это влечет за собой создание новых рабочих мест. В этом году наибольшее количество вакансий в Алтайском крае открыли "Пятерочка", "Мария-Ра", "Магнит", "Аникс" и "Новэкс".
Ждать – не вариант
В нынешних условиях подход "разместить вакансии и ждать, что на них отзовутся" больше не работает, считает Юрий Никитин.
По его словам, нужно инвестировать в условия труда и "искать людей через людей". Он привел в пример практику своей сети, когда в порядок стали приводить сами магазины и по-другому встречать новичка. "И тогда сотрудники стали приводить своих знакомых работать, потому что им можно было что-то пообещать".
Чтобы закрыть вакансии, работодатели уже начали подстраиваться под соискателей. Например, снижать требования к опыту работы и квалификации, отмечают в HeadHunter.
Компании не боятся расширять возрастные границы – они готовы работать с кандидатами и 14+, и 60+.
"Причем эти аудитории работодатель привлекает по-разному – по-разному составлены тексты вакансий, разное оформление и призыв. Это говорит о том, что работодатель создает индивидуальную коммуникацию, понимая, что у этих целевых аудиторий различная мотивация на работу", – пояснили в hh.ru.
На форуме "Дни ритейла в Сибири" представитель сети "Магнит" рассказала об успешном опыте найма подростков. И другие участники обсуждения посчитали это решение перспективным.
В крупных сетях также развивается система наставничества и корпоративного обучения. А наиболее прогрессивные компании стараются сделать разнообразнее корпоративную жизнь и обеспечить комфортные условия труда для действующих сотрудников.