Рынок труда вышел из "коронавирусного" провала, который наглухо остановил трудоустройство. Теперь соискатели и работодатели стали мобильнее
После глубокого провала, который отмечался на рынке труда Барнаула с апреля, в конце лета началось оживление. Представители рекрутинговых агентств говорят об отложенном спросе на сотрудников. Это запустило неожиданные механизмы. Например, работодателю приходится поднимать зарплату новичкам, чтобы закрывать возникшие из-за коронавируса вакансии, выяснил "Толк".
Новая армия "продажников"
"В сентябре много запросов на подбор персонала, и в основном это "продажники". Также традиционно востребованы инженеры, технологи, конструкторы. Таких вакансий намного больше, чем управленческих. А рабочих вообще море", – рассказала "Толку" Марина Ярович, возглавляющая агентство Persona Grata.
Тренд на повышение заработной платы рекрутеры заметили как раз по вакансиям "продажников". Их довольно много, поэтому они могут быть лакмусовой бумажкой всего рынка.
"Обычно это ребята более мобильные и пробивные, поэтому претендуют на больший доход и лучшие условия работы. Именно они, а еще маркетологи потребовали платить больше", – рассказала Ольга Козубова, основатель агентства "Авантаж".
По ее словам, специалисты отделов продаж в числе первых стали увольняться, потеряв доход из-за пандемии коронавируса. Чаще всего они имеют минимальный оклад, а остальная часть зарплаты формируется от объемов продаж. Когда бизнес встал – встали и продажи.
"Кроме того, с 2000-х годов зарплата в Алтайском крае в среднем росла на 10% в год. Начиная с кризиса 2014-го она "застыла". "Продажники" покруче поменяли место работы и даже регион, а кто остался – привык к доходу примерно в 30-40 тыс. рублей в месяц", – продолжает Козубова.
Когда из-за пандемии ушли и они, новички запросили доход в некоторых случаях в два раза больше. Аналогичная ситуация с маркетологами и некоторыми другими специалистами. Если человек уходит на новое место работы, он однозначно претендует на большую зарплату – так он пытается компенсировать риски, связанные с новым трудоустройством, говорят рекрутеры. Все это в совокупности начало подталкивать предложения по зарплате вверх.
Топ-время
Также на рынке труда отмечается повышенный спрос на топ-менеджеров. В тематическом разделе портала HeadHunter есть вакансии коммерческого директора ведущей строительной компании города, управляющих крупными магазинами и даже директора по развитию федеральной сети "Пятерочка" для местного рынка. Зарплату чаще всего предлагают обсудить на собеседовании.
Рекрутеры не связывают это с каким-то ростом рынка – новых компаний в регионе не открывается. Но, предполагает Козубова, это может быть следствием ряда причин.
- Бизнес перестал растить свои кадры или потерял претендентов на ключевые должности.
- Пандемия заставила федеральные компании, в частности сетевой ритейл, отказаться от переселения руководителей в регионы, и поэтому они нанимают местных спецов.
- Хорошие специалисты стали чаще покидать регион. Им особенно легко сделать это, если один из супругов потерял работу, а у второго есть приглашение.
В каждом случае причина поиска своя, подчеркивают рекрутеры. "Но именно сейчас, в сентябре и октябре, самое лучшее время, чтобы сотруднику сменить работу, а работодателю – закрыть вакансии. Это традиционно высокий сезон, вслед за которым последует череда новогодних и гендерных праздников. Этот период многие предпочитают переждать на понятном месте работы", – резюмирует Козубова.