Вице-премьер алтайского правительства объяснил, по кому пандемия все-таки ударила, кого и как поддержали и почему промышленники всегда найдут выход из любого положения
Промышленники Алтайского края настолько закалены различными кризисами и трудностями, что и пандемию преодолеют. Это подтверждают и финансовые показатели – в целом отрасль идет с большим опережением прошлого года по прибыли. Так считает вице-премьер алтайского правительства Александр Климин, курирующий производство в регионе. Он рассказал, кому пришлось туго в эпидемию, кто не дождался китайцев и какая пословица сработала в Алтайском крае.
"Вспышку на "Сибирь-Полиметаллах" прошли достойно"
– В списке самых успешных предприятий по выручке и чистой прибыли – производства разных отраслей: и металлургия, и вагоностроение, и химическая промышленность, и другие. Такой широкий спектр на пользу экономике края или лучше, когда превалирует ведущая отрасль?
– Когда есть ведущая отрасль и на рынке для нее складываются позитивные условия, то, конечно, она приносит хороший результат – и региону, и самому предприятию. Но в наших сложных экономических условиях, когда многое зависит от внешних факторов, того же коронавируса, более эффективной оказывается как раз модель, когда промышленность разнонаправленная, разного масштаба, когда нет ярко выраженной отраслевой принадлежности.
Именно благодаря этому в крае сейчас складывается достаточно хорошая картина. В целом по России индекс промышленного производства за полугодие составил 96,5%, по СФО – почти 96%. А у нас – 99,5%.
Так что в нашем случае известная пословица "не складывай яйца в одну корзину" сработала. Да, за эти полгода некоторые предприятия "упали" в объемах производства, но другие их нарастили.
Например, если вагоностроение снизило динамику выпуска из-за падения спроса на вагоны-хопперы у Барнаульского ВРЗ, то энерго– и сельхозмашиностроение, металлургия показывают высокую динамику.
– Больно ли пандемия ударила по промпредприятиям? Так ли страшен оказался этот зверь для их экономики? Или ожидания оказались хуже реальности?
– Конечно, эпидемия в любом случае оказала влияние. Но в крае был важный позитивный момент – работа производств практически не останавливалась. Как только президент дал регионам возможность решать, каким предприятиям можно работать, губернатор Алтайского края подписал соответствующий указ. В СФО мы были первыми.
Потом, беседуя со многими промышленниками, я удостоверился, что мы все сделали правильно – практически никто не потерял рынки сбыта, по максимуму были задействованы сотрудники предприятий. И негативные последствия оказались минимальными.
Если предположить, что месяц бы предприятия простояли, то последствия для их экономики были бы крайне серьезные.
А так все работали стабильно – конечно, с соблюдением всех мероприятий по нераспространению инфекции. Считаю, отработали хорошо. Даже случай вспышки на "Сибирь-Полиметаллах", считаю, прошли достойно. Мы взвешивали все "за" и "против". Быстрая консервация на тот момент была практически невозможна, а загубить предприятие мы не имели права.
И предприятие, кстати, сегодня показывает положительную динамику в сравнении с прошлым годом – в добывающей отрасли индекс производства составляет более 120%.
"Монтировали оборудование по видео"
– На старте пандемии один из промышленников рассказывал нам о двух основных опасениях – росте дебиторской задолженности и возможном закрытии границ. По вашим оценкам, оправдались они или нет?
– Частично. В самом начале, когда бизнес не до конца понимал, что будет дальше, то придерживал деньги, некоторые платежи. Но буквально через месяц, когда перспективы и обстоятельства стали ясны, в этой части ситуация нормализовалась.
А вот другие ограничения и сегодня на некоторых предприятиях сказываются. В основном на тех, которые были ориентированы на потребительские рынки других регионов, даже соседних стран. Они в объеме производства потеряли.
Пострадали и те компании, которые начинали инвестпроекты, связанные либо с поставкой иностранного оборудования, либо с его шеф-монтажом. Например, завод прессового оборудования. Он приступил к реализации второй стадии крупного инвестпроекта по запуску производства литых дисков для сельскохозяйственной и спецтехники.
Предприятие закупило современную китайскую линию. Она пришла в Барнаул. Следующим этапом должен был состояться приезд китайских инженеров для установки оборудования. Шеф-монтаж является составной частью контракта с точки зрения гарантийных обязательств, обслуживания. То есть установкой должны были заниматься только приглашенные специалисты.
Из-за коронавируса до сих пор не удалось привезти инженеров, наладчиков. Но в итоге нашли выход – в режиме онлайн китайские специалисты говорили, что нужно делать, через камеры наблюдали за процессом.
Обратный пример. Наш завод "Сибэнергомаш – БКЗ" производит котельное оборудование. Предприятие продает его в соседние страны. Потратили огромное количество времени на то, чтобы уже наши специалисты провели шеф-монтаж своего оборудования в Казахстане. Удалось оформить все документы.
Кокс "растет", текстиль "падает"
– Какая ситуация в конкретных отраслях? Можете привести примеры?
– Стабильная ситуация в производстве кокса – индекс за полугодие 105,5%. Здесь, конечно, ведущее предприятие "Алтай-Кокс", который произвел за это время 1,8 млн тонн кокса.
В химической отрасли номенклатура выпускаемой продукции очень широкая, поэтому и ситуация на предприятиях разная. Снизили объемы те, кто выпускает лакокрасочные изделия (88,8%), трубы, шланги (69,9%), пластмассовые блоки дверные (96,2%). Конечно, это связано с тем, что эта продукция выпускается для рынков, наиболее пострадавших в пандемию.
Были и проблемы с логистикой, так как многие предприятия развозят продукцию своим транспортом, в том числе в десятки других регионов и стран. Например, "Мартика", производящая бытовые пластмассовые изделия для продажи в торговых сетях, столкнулась с этим напрямую.
В то же время предприятия химической отрасли смогли быстро наладить выпуск дезинфицирующих средств, антисептиков и нарастить объемы их производства. Например, у "Ренессанс Косметик" объемы за полгода выросли в полтора раза в сопоставимых ценах по сравнению с таким же периодом 2019 года.
А в целом на ситуацию в отрасли повлияла работа самых крупных предприятий: "Кучуксульфат" (100,3%), "Нортек" (129,5%), "Бийский олеумный завод" (85,7%).
Хуже ситуация в легкой промышленности, а именно в производстве одежды. Швейные предприятия серьезно пострадали – их продукция не относилась к категории первой необходимости. Почти все они наладили выпуск масок, защитных костюмов, что позволило им вообще работать и сохранять коллективы. Однако восполнить потери полностью за счет этого не удалось.
– А не отобьет ситуация, вызванная коронавирусом, желание у предприятий запускать новые инвестпроекты, вкладываться в развитие?
– Мне кажется, что наши предприниматели уже настолько закалены экономическими кризисами, внешними угрозами, санкциями и прочим, что для них преодоление трудностей стало уже неким стилем жизни. Коронавирус – еще одно обстоятельство, которое они точно преодолеют. Да, это потребует новых знаний, нестандартных действий. Но и эту трудность мы пройдем.
– Удастся ли, на ваш взгляд, промышленникам сохранить хотя бы прошлогодние экономические показатели по итогам 2020 года?
– Первое полугодие позволяет на это надеяться. Надеюсь, что и конец года нас не расстроит.
Причем если по объемам промышленного производства мы идем с небольшим перевыполнением по итогам полугодия, то по совокупной прибыли предприятий мы уже опережаем показатели такого же периода 2019 года более чем на 25%. Это радует и говорит как раз о том, что наши предприниматели научились работать и в этих условиях.
Поддержали как могли
– Какая доля промпредприятий края смогла воспользоваться "антиковидными" инструментами поддержки?
– На федеральном уровне был разработан перечень пострадавших отраслей, он включает в себя много позиций. И все основные меры были направлены как раз на их поддержку. Немногие наши производства вошли в их число. Но меры господдержки получают и они.
Во-первых, ряд предприятий региона включен в перечень системообразующих, в том числе "Нортек", "Алтайвагон", "Мартика" и Рубцовский завод запчастей. Это дает возможность взять льготный кредит. Ею воспользовался "Алтайвагон", который взял 2 млрд рублей под 3% годовых. Те, кто занимается реализацией проектов за счет кредитных денег, понимают, что это крайне выгодные условия.
Во-вторых, правительство Алтайского края выпустило постановление № 245 о поддержке инвестиционной деятельности в Алтайском крае. Все средства, предусмотренные этой программой, выдаются на безвозвратной основе в виде субсидий.
Мы также докапитализировали Фонд развития Алтайского края – за счет индивидуальной программы развития региона, по которой нам выделили 5 млрд на 5 лет. Почти 1 млрд из этой суммы пойдет на докапитализацию Фонда.
Крупные кредиты на льготных условиях в этом году получили "Алтайвитамины" (360 млн), "Барнаульский завод РТИ" (121 млн), "Алтайский Химпром" и АЗПИ (около 400 млн из всех источников).
Есть и другие формы поддержки, которыми мы, считаем, даем возможность предприятиям развиваться на льготных условиях. В предыдущие годы таких мер не было.
Некоторые инвестпроекты в промышленности края
За шесть месяцев 2020 года крупные предприятия инвестировали 5 млрд рублей из запланированных на этот год 13,3 млрд. В прошлом году на эту же дату они вложили 3,5 млрд рублей.
- АЗПИ – расширение мощностей выпуска топливных систем. На эти цели завод получил около 400 млн рублей льготных займов как механизмов господдержки.
- "Сибирь-Полиметаллы", проект по строительству Корбалихинского рудника и реконструкция Рубцовской обогатительной фабрики, объем инвестиций – 2 млрд рублей.
- "Кучуксульфат" завершает строительство нового цеха ТЭЦ стоимостью 2,3 млрд рублей. Из них в первом полугодии 2020 года вложено 550 млн рублей.
- "Алтай-Кокс" завершает проект по внедрению технологии трамбования угольной шихты стоимостью около 4 млрд рублей, из них в первом полугодии вложено 260 млн.
- "Барнаул РТИ" запустил инвестпроект "Линия непрерывной вулканизации для изготовления обрезиненных тканей и резиновых пластин", привлек для этого 121 млн – льготный заём Фонда развития промышленности РФ.
- Энергокомпании края совокупно инвестировали в свое развитие в 2020 году 880 млн рублей.
Пандемия внесла коррективы в планы некоторых предприятий. Так, строительство завода по производству кальцинированной соды планировалось начать уже в этом году, но перенесли на следующий.
Не Сибирь-металлах, а АО "Сибирь-Полиметаллы"