Предприниматели считают, что стиль работы крупных ритейлеров подрывает бизнес производителей продуктов и товаров в регионах
Сибирские предприниматели получили очередную порцию исков от банкротящейся сети "Холидей". Это заставило вновь поднять проблему сотрудничества крупных ритейлеров и производителей товаров. Председатель Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц считает, что от сложившейся практики страдает экономика региона в целом.
Это называется коррупцией
Поглощение рынка торговыми сетями имеет далеко идущие последствия, считает Юрий Фриц. По его мнению, в муниципальном образовании сети не должны занимать более 50% всех торговых площадей в своей нише. В противном случае рынка лишаются небольшие магазины, а именно они работают с производителями, которые по разным причинам не могут зайти в сети. Например, у них недостаточный объем производства, не та упаковка или финансовые условия входа оказываются совершенно убыточными для изготовителей.
"Мы знаем, как трудно производителю войти в торговую сеть. Порой происходит то, что в кругах чиновников называют коррупцией, а в ритейле – "бизнес и ничего личного". Порой возникают возмутительные ситуации. Крупные сети становятся в какой-то степени разрушителями экономики региона. Потому что маржинальность производства уходит туда. Это проблема, и в последующем с ней надо работать".
Закон о торговле хороший, но надо менять
Собственник торгового дома "Алтан" Валерий Покорняк заметил, что проблема серьезная. "Мы работаем со всеми сетями страны – федеральными и региональными. Безобразие полное. Да, у нас есть закон о торговле, и где-то он нас защитил. Но нам придется принять законы, как в Европе".
Валерий Покорняк напомнил, что в Европе сети массово появились после войны и начали разорять производителей. Сейчас большой гипермаркет не может находиться внутри европейского города, только на окраине. Там запрещены "желтые ценники" (скидки) или возможны в определенные праздничные дни, чтобы не разорять мелкого продавца. Там крупного ритейлера обязывают приобретать до 70% товаров, которые производятся в регионе, где работает магазин.
"Когда появился наш закон о торговле, мы перекрестились. Потому что когда-то сети могли рассчитываться с нами 120 дней. Теперь, спасибо Богу, всего 40 дней. Это все, что дал нам закон", – продолжает Покорняк.
Он подтверждает, что порой производитель не может войти в сеть, потому что у них так называемая федеральная матрица: "Поэтому в магазине будут продаваться макароны, которые привезли откуда-то, а ваши макароны здесь продаваться не могут. Это мы говорим о нас (ТД "Алтан"), которые являются лидерами продаж по Сибири. А что говорить про другие компании?"
"Холидей" подталкивает
Предприниматель уверен, что в России придется создавать закон о торговле, аналогичный европейскому. Для этого производителям нужно объединяться, чтобы доносить свои проблемы и идеи до власти.
Проблема обсуждалась на встрече, где главной темой разговора стали иски компании "Холидей Маркетинг" производителям. Истец обвиняет бывших поставщиков товаров в сеть в том, что они незаконно воспользовались его интеллектуальным правом – производили продукцию СТМ (собственной торговой марки) для сети "Холидей". Однако производители доказывают в суде, что товар выпускался по заказу ритейлера и продавался только в его магазинах.
"Предпринимателям, которые сейчас в суде с "Холидей Маркетинг" или только ждут иски, надо объединяться и останавливать эту вакханалию. Потому что так работать нельзя. Завтра каждая крупная сеть предъявит такие требования по СТМ, что ни один производитель выжить не сможет", – подчеркнула Наталья Пинигина, руководитель новосибирского бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов "Опоры России".