Грузоперевозчики ждут 19 января, когда в Казахстане должен закончиться срок действия режима ЧП, а алтайские производители пытаются связаться с партнерами
Фуры с грузами, которые планировалось отправить в Казахстан из Алтайского края, простаивают. До 19 января, пока в соседней стране действует режим чрезвычайного положения, на ввоз и вывоз грузов наложены ограничения, рассказал "Толку" крупный грузоперевозчик из Горняка Сергей Якимец. Транспортные компании несут убытки.
Однако пока все не так плохо: во-первых, интенсивность работы в начале года не слишком велика, а во-вторых, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уже начал досрочно отменять режим ЧП и 13 января сделал это в трех областях: Павлодарской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской.
Машины стоят
По словам Сергея Якимца, у перевозчиков есть договоры и сроки поставки.
"Некоторые из них уже нарушены. Многие транспортные компании уже несут убытки – срываются сроки, машины под это были запланированы, а теперь они просто стоят", – сказал он.
Сейчас, говорит предприниматель, сложно оценить выпавшие доходы. Но в любом случае они значительно меньше тех, что несут перевозчики из-за закрытия границы Китаем в начале декабря в связи с пандемией.
В "Алтайпищепроме" "Толку" сообщили, что к ним обращений из-за вопросов вывоза продукции АПК не поступало. По данным управления, если доставка грузов в Казахстан автотранспортом затруднена до окончания контртеррористической операции, то отгрузка по железной дороге идет в обычном режиме.
Между тем Сергей Маслов, председатель совета директоров Третьяковского и Коротоякского элеваторов, также экспортирующих продукцию в Казахстан, рассказал, что именно через Казахстан они не могут доставить транзитный груз по железной дороге.
"Мы выиграли тендер ООН на поставку в Афганистан 2 тыс. тонн муки. А сейчас Казахстан не дает разрешения на провоз груза по территории – проблема на приграничной станции Тургунди. Подключалась уже и ООН, которая пыталась решить вопрос по своим каналам, чтобы помочь народу Афганистана", – рассказал Маслов.
И это притом, говорит он, что ж/д тариф на транзит в шесть раз выше того, что действует на перевозки внутри страны.
"Здесь нужна помощь не только алтайского правительства, но и федерального, мы сами этот вопрос не решим", – говорит он.
Что из края вывозят в Казахстан
По данным Сибирской таможенной службы, за 11 месяцев 2021 года регион экспортировал в Казахстан продукции на 370 млн долларов. В целом товарооборот с соседней страной составляет около трети от всего внешнеторгового оборота региона, писал Интерфакс.
В числе грузов, имеющих наибольшую долю в экспорте, – вагоны, котельное оборудование, кокс, злаки, минеральные воды и пиво, продовольствие.
Так, по данным "Алтайпищепрома", за 10 месяцев 2021 года экспорт только продовольственной продукции в Казахстан составил 372,2 тыс. тонн на 62,1 млн долларов (в 1,6 раза выше, чем на такой же период годом ранее). В том числе:
- пшеницы – на 23,5 млн,
- пищевых продуктов – на 8,1 млн,
- соевых бобов – на 5,3 млн,
- кормов для животных – на 3,2 млн,
- пива – на 2,7 млн.
Какие еще трудности возникли у экспортеров
Если суммировать проблемы, называемые бизнесом, то основных несколько.
- Во-первых, перерывы в коммуникациях – связь с партнерами по-прежнему есть не всегда.
- Во-вторых, проблема с банковскими платежами, так как работа этого сектора в Казахстане тоже ограничена.
- В-третьих, приостановка платежей в принципе со стороны партнеров, которые ждут стабилизации ситуации.
Однако большинство сходятся во мнении, что вскоре деловые отношения наладятся снова, так как в этом заинтересованы обе стороны.