У каждого города есть свои архитектурные маяки, по которым его безошибочно узнают. Для Новоалтайска таким символом на целую эпоху стал вокзал станции Алтайская
История Новоалтайска неотделима от железной дороги. Ее строительство более века назад сыграло роль катализатора в его превращении из небольшого поселения в значимый транспортный узел. Позднее на несколько десятилетий именно здание вокзала стало самым узнаваемым символом города – его архитектура, выделявшаяся на фоне других станций, сделала его местной достопримечательностью и визитной карточкой. Сегодня этого знакового строения, определявшего облик города, больше нет – оно снесено. Предлагаем вспомнить, каким был легендарный вокзал-полусфера, и что пришло ему на смену.
Первый вокзал в Новоалтайске (тогда еще селе Чесноковка) появился в 1914 году вслед за железной дорогой. Он стал свидетелем превращения села в рабочий поселок, а затем, в 1942 году, – и в город.
Однако бурный рост объемов грузовых и пассажирских перевозок, строительство вспомогательных и продление существующих путей, да и сам статус города потребовали нового, более вместительного и современного "лица". Старый вокзал, верой и правдой служивший десятилетия, перестал отвечать масштабам времени.
Место для нового здания выбрали символичное – по соседству с существовавшим вокзалом, там, где с самых первых дней функционирования железной дороги стояла дореволюционная водонапорная башня. Проект, разработанный Владимиром Авксентюком, для 1963 года был смел и поэтичен: не просто построить новое здание, а создать комплекс, интегрировав в него старую башню, облагородив ее и сделав живой частью новой архитектуры.
Еще одним прогрессивным элементом должен был стать пешеходный тоннель под путями, повышающий безопасность и комфорт пассажиров. Однако грандиозным планам не суждено было реализоваться в полной мере. К моменту начала строительства в 1969 году проект был значительно упрощен. Дореволюционную водонапорную башню, которую хотели сохранить как памятник инженерной мысли и истории места, снесли (ее, к слову, пришлось подрывать – настолько крепкой оказалась кирпичная кладка), от идеи пешеходного тоннеля также отказались.
Строительство, требующее новаторских для того времени решений, растянулось на пять лет. Наконец, к весне 1974 года, новый вокзал станции Алтайская был сдан. Несмотря на все упрощения, результат оказался впечатляющим – оригинальная форма в виде полусферы с трехэтажной башней, витраж из разноцветных стекол и уникальные часы, висевшие под сводом потолка, делали строение не просто функциональным зданием, а настоящей архитектурной доминантой, символом прогресса и визитной карточкой, по чьему узнаваемому силуэту тысячи людей безошибочно определяли: "Мы приехали!".
Долгое время новое здание вокзала соседствовало со старым, в котором после реконструкции разместили комнаты хранения багажа, медпункт и другие вспомогательные помещения. Однако, до конца нулевых и старому, и новому зданию было суждено кануть в Лету.
Началом конца для главной новоалтайской достопримечательности стал 2006 год, когда в результате проведенной экспертизы выяснилось, что в здании-полусфере превышен допустимый износ несущих арочных конструкций, и оно не отвечает требованиям по сейсмостойкости и безопасности. Уже в 2008 строение снесли, а еще через два года на том же месте вырос новый ж/д вокзал. Тогда же под снос пошло и старое здание.
Новая постройка, на контрасте с оригинальным предыдущим вокзалом, не всем новоалтайцам пришлась по душе. Впрочем, стоит признать, что несмотря на внешнюю простоту, внутри здания весьма уютно и комфортно. Помимо стандартных помещений, вроде касс, санузлов и кафе, здесь также можно найти уголок культуры, десятки картин и стенд, посвященный экологии и переработке мусора.
Примечательно, что через пару лет после сноса старого здания вокзала местным "Водоканалом" была обнаружена любопытная находка – фрагмент трубы водопровода, тот самый, что был подведен к круглой водонапорной башне, построенной в 1913-1914 годах, для заправки водой паровозов и хозяйственных нужд. Сейчас он хранится в новоалтайском краеведческом музее.