Движение по путепроводу в центре краевой столицы было возобновлено в конце ноября 2023 года. И вот уже два года объект успешно справляется с большим автомобильным трафиком
Ноябрь в Барнауле уже не в первый раз становится важным месяцем, когда в городе открывают объекты дорожной инфраструктуры, имеющие большое значение. Так, совсем недавно в краевом центре запустили движение по всем трем уровням новой развязки на Змеиногорском тракте. Она, к слову, была построена на средства бюджетного инфраструктурного кредита. И в этом контексте следует вспомнить, что первым объектом, возведенным благодаря этому финансовому механизму, в нашем регионе был путепровод на проспекте Ленина в районе Нового рынка. Как выглядит мост сейчас, спустя почти два года после своего открытия, и какая работа была проделана в ходе его реконструкции – в материале "Толка".
Новый на месте старого
Для начала напомним, что прежний мост на Новом рынке отслужил более 60 лет. Необходимость реконструкции объекта обуславливалась тем, что элементы путепровода уже находились в аварийном состоянии.
В итоге строителям удалось за полтора года (с мая 2022 года по ноябрь 2023 года) создать новый мост с большей пропускной способностью (по три полосы в обе стороны движения с уложенной в центре трамвайной линией), решив тем самым проблему "бутылочного горлышка", которым являлся старый путепровод.
Конструктивные особенности нового объекта обеспечили ему повышенную "выносливость" – общая грузоподъемность в потоке составляет 3,5 тысячи тонн.
Напомним также, что возведение путепровода в достаточно короткие сроки стало общегородской задачей – началу реконструкции предшествовала масштабная информационная кампания и разработка новой транспортной схемы, которую необходимо было применить на практике ввиду частичного перекрытия главной транспортной магистрали краевой столицы – проспекта Ленина – со всеми вытекающими последствиями.
Именно поэтому на церемонии открытия моста в ноябре 2023-го глава Барнаула Вячеслав Франк назвал запуск движения долгожданным и желанным, поблагодарив горожан и жителей края за понимание и терпение в связи с теми неудобствами, с которыми пришлось столкнуться после закрытия объекта.
557 дней большой стройки
А теперь вернемся в весну 2022 года, когда и стартовала большая реконструкция моста на Новом рынке. Официально закрытие движения по путепроводу состоялось 21 мая 2022 года. До возобновления движения работы велись 18 месяцев, или 557 дней.
За это время рабочие полностью демонтировали старые путепроводы, в том числе перенесли инженерные сети, которые располагались на данном участке. Затем специалисты приступили к основным строительно-монтажным работам и возведению нового моста.
Согласно проекту, были изменены схемы пролетных строений путепроводов. Так, с 12 до 6 сократилось количество опор, а пролетов стало четыре вместо шести.
При этом фундамент опор нового моста состоит из 66 свай. Их установили на глубину 15 метров – это высота пятиэтажного дома. Изменился и конструктив моста: 1123 тонны металлоконструкций было поставлено с Тюменского завода для строительства большого путепровода. Более 2,5 тысячи тонн железобетонных изделий изготовлено для несущих конструкций.
А для устройства новых трамвайных путей на путепроводе было уложено два километра рельсошпальной решётки.
Стоит напомнить и то, что работы на объекте велись в круглосуточном режиме, так как часть из них приходилось выполнять в "технологические окна" РЖД, их было 110.
В конечном итоге к 30 ноября 2023 года новый путепровод был построен. Протяженность моста и подъездных путей составила 483,6 метра, ширина – 38,7 метра, а высота в максимальной точке – 15 метров.
До шести полос увеличилось движение автомобильного транспорта, сохранены обособленные трамвайные пути, сделаны тротуары и освещение.
А уже после запуска движения – до лета 2024 года – велись работы по благоустройству объекта и прилегающей территории.
Транспортные новинки
В завершение нашей мостовой ретроспективы остановимся на транспортных "новинках", которые протестировали в Барнауле во время реконструкции путепровода на проспекте Ленина.
Так, именно во время ремонта моста в краевой столице впервые появились выделенные полосы для общественного транспорта (автобусов и трамваев). Эта практика, к слову, положительно зарекомендовала себя, и теперь в центре города "выделенки" функционируют до сих пор, существенно упрощая жизнь водителям общественного транспорта и пассажирам.
Кроме того, в тот же период в барнаульском электротранспорте начали действовать специальные тарифы для пересадки с маршрута на маршрут в районе Нового рынка.
Напомним также, что осенью 2023 года запустили автобусный дублер трамвая №1. Маршрут №99 действовал до открытия путепровода, заменяя вагоны на проспекте Ленина, где к тому времени разобрали кольцо, чтобы воссоединить трамвайную линию.
Таким образом, данные нововведения позволили апробировать комплекс мер, способных перенастроить транспортную систему города под реализацию большого инфраструктурного проекта, и, очевидно, теперь Барнаул имеет в копилке своего опыта вполне работающий алгоритм действий на подобного рода случай.