Вызов или нет: какие дискуссии "кипели" вокруг ставшей событием выставки "Аз.Арт"

Культура, 6:32, 29.07.2025
"Аз.Арт 2025"
"Аз.Арт 2025" Фото: Олег Укладов

"Аз.Арт.Сибирь 2025" стала культурным событием летнего сезона — ее, согласно входному счетчику, посетили около 50 тысяч человек

28 июля завершилась работа молодежной выставки "Аз.Арт.Сибирь 2025", которая прошла в "Титов Арене" и стала культурным событием этого лета и Барнаула. Экспозицию, которая обошлась в 13 млн рублей и представила около 700 работ 500 художников Сибири, посетили порядка 50 тыс. человек. Это всё рекордные цифры. И как любое живое и масштабное событие, она вызвала и восхищение, и критику, и дискуссии.

Максимальный бюджет

"Аз.Арт.Сибирь" проходит уже в 11-й раз, превратившись из сравнительно камерного мероприятия в масштабный проект. Его организатор – Союз художников. Работы молодых авторов в регионах Сибири отбирают местные организации. В этом году в экспозиции также приняли участие работы китайских, монгольских, казахстанских художников.

Стоимость проекта в 2025 году оказалась самой крупной – порядка 13 млн рублей: половина суммы – это субсидия из краевого бюджета, половина – средства гранта Президентского фонда культурных инициатив, рассказал организатор Николай Зайков. Выставка, по его словам, впервые получила столь серьезное финансирование из бюджета региона. Первый раз, вспомнил он, организаторам удалось выиграть грант в несколько сот тысяч рублей, правда, тогда и общая стоимость была вдвое ниже.

Помощь оказывали и краевые коммерческие предприятия, в том числе учредив собственные денежные премии. Так или иначе, в этом году организаторы впервые смогли оплатить практически все оргвопросы, включая доставку работ на выставку и обратно авторам.

Бунтарство или нафталин

Аз.Арт.Сибирь – 2025: как молодежь переосмысливает искусство. Фоторепортаж

Что волнует молодых художников сегодня? Ответ на этот вопрос дает выставка, открывшаяся в "Титов Арене" и собравшая почти 700 работ

Большинство отзывов о выставке – очных и в соцсетях – максимально позитивные. Однако, как любое крупное "живое" мероприятие, в творческой среде оно вызвало и дискуссии. Если резюмировать десятки комментариев на различных платформах, то можно выделить самую часто встречаемую претензию к проекту – его "немолодежность" как в отборе работ Союзом, так и в самом их содержании. При этом организаторы и сторонние комментаторы горячо ответили скептикам.

"Где же дерзость? Поиск новых тем? Философии эпохи? Своего поколения? Невиданных средств выражения?" – написал у себя на странице в ВК журналист и писатель Владимир Токмаков.

"Позвали художников до 35 лет, они принесли работы. Выставком, состоящий из взрослых художников, что-то отобрал, что-то не пустил, – написал Вадим Климов, до недавнего времени – куратор "Республики ИЗО". – <…> Выставка далека от молодежной культуры. <…> Из 700 работ, представленных на выставке, есть хорошие картинки. Есть отлично обученные авторы, есть интересно мыслящие, но много абсолютного нафталина".

"Аз.Арт 2025"
"Аз.Арт 2025"
Фото: Олег Укладов

Комментатор Анна Усик отметила, что много очень талантливых работ, но "понимания, почему выставка молодежная, не сложилось".

Однако Николай Зайков и другие посетители выставки категорически не согласны с такой постановкой вопроса.

"Некоторые критики говорят, что молодых художников не пускают на выставку. Да кто ж их не пускает?! Выставкомы, по-моему, взяли всех, кого только можно было", – сказал он на своей творческой встрече 27 июля.

"Аз.Арт 2025". Николай Зайков
"Аз.Арт 2025". Николай Зайков
Фото: Олег Укладов

"В выставкоме "Аз.Арта" я видела несколько молодых художников, участников прошлых выставок. Я наблюдала за их работой. Все новое очень даже приветствовалось, – написала медиатор Елена Степанова. – Читаю, что от молодежи ждут вызов. А мне кажется, вызов их в том, что они делают то, что от них не ожидают. В самых молодежных и независимых проектах вдруг всплывают как раз темы СССР, этнического, традиционного, "локально-идентичного"".

В Барнауле временно закрылась художественная галерея Республика ИЗО

По словам организатора галереи Вадима Климова, после смены собственника ТВК "Республика" здесь изменились условия размещения

Она задается вопросом, а стоит ли ожидать "от классически воспитанных выпускников классических художественных школ, училищ и тем более вузов андеграунда?".

"При чем тут возраст членов выставкома?! Приглашаются эксперты в своей области! Про критерий "бунтарство" не слышала. Про него пишут в основном люди 50+, молодость которых пришлась на 1990-е. Вы где последний раз с молодежью общались? Я с ними – 24/7. Их бунты не интересуют. Они хотят профессионально состояться!" – написала более категорично Вера Бочковская.

"Вот что лично я ищу в таких выставках молодых ребят – необычного, свежего, вырубающего. Может, даже своей простотой или чем-то другим. И наверное, многие другие посетители таких выставок ищут там чего-то подобного. И какая нам разница, как это будет подано? Вы нам подайте, мы придем и скажем вам спасибо. Поэтому считаю, что и "Аз.Арт", и любые другие выставки молодых авторов – это замечательная возможность для зрителей", – оставил свое мнение и Андрей Никитин, который считает, что главный адресат выставки – ее посетитель.

"Аз.Арт 2025"
"Аз.Арт 2025"
Фото: Олег Укладов

К тому же, отметил он, это частый путь – от авангардного к традиционному: "Они [организаторы] шаг за шагом добивались узнаваемости выставки. И это превратило ее из чего-то нового, авангардного в традиционное. Так бывает. Вначале ты играешь в гараже какой-то непонятный новомодный рок, а потом тебя уже зовут сэр Пол".

Пространство диктует

Николай Зайков не отрицает, что в "Аз.Арте", как и любом другом крупном проекте, всегда есть что улучшить.

"Мы, например, понимаем, что есть некоторые проблемы с экспозицией. Скажем, какие-то серии, которые, возможно, должны быть компактно экспонированы, разнесены. Но здесь нужно понимать, что любая большая выставка не является персональной. Здесь есть свои принципы размещения, которые диктует пространство. Так что, возможно, по-другому и нельзя было", – привел он пример.

Кроме того, подчеркнул он, в корне неправильно сравнивать организацию таких экспозиций с выставками крупных федеральных музеев. Последние готовятся с совершенно иным подходом: у них есть архитекторы экспозиции, под проекты специально строятся пространства, "а не из модульных конструкций, как у нас".

"Аз.Арт 2025"
"Аз.Арт 2025"
Фото: Олег Укладов

"У них идет планомерная, тщательная, щепетильная работа. Они строят серьезные декорации, существует проект экспозиции. Мы же не можем физически это сделать – мы должны были сформировать вот эту выставку за четыре дня. Наша экспозиционная команда – герои. Просто представьте этот объем работы", – объяснил Зайков.

"Важно высказывание"

Известный художник Николай Зайков возглавил алтайский ИнАрхДиз

Научно-педагогический стаж Николая Зайкова составляет более 20 лет. Является участником более 270 профессиональных выставок и конкурсов разного уровня в России и за рубежом

На встрече 27 июля Николай Зайков в целом рассказал о своем видении того, что стоит за "молодежностью" выставки, и перспективах этого формата.

"О молодежи трудно делать какие-то выводы, потому что они все меняются, как пластилин. Вот Феодосий [Заровняев из Красноярска] замечательные картины написал. Но это еще почти институтские работы. Может быть, он здесь еще не стал тем Феодосием Заровняевым, которым будет когда-то, лет через 20".

По словам Зайкова, многие представленные на выставке художники еще учатся, только ищут свой стиль:

"Да, есть постарше ребята, которые уже к 35-летнему возрасту подходят. И у них возникают свои ходы, пластика, язык, появляются высказывания. Я убежден в том, что художник должен высказываться. Имея опыт побед в значительных проектах, могу сказать, что проходные работы никогда не побеждают. А побеждают те, в которых художник что-то говорит".

"Аз.Арт 2025"
"Аз.Арт 2025"
Фото: Олег Укладов

При этом Зайков не солидарен с теми экспертами, которые считают, что выставкам уже нужно задавать темы: "Я против этого. На мой взгляд, художник должен показывать то, что его интересует, волнует. Мне это нравится".

Организатор отметил, что формат "Аз.Арта" может меняться: "Нас никто не заставляет сохранять, например, сибирскую привязку, что сейчас мы делаем демонстративно – у нас только сибирские авторы, и в жюри входят только сибирские искусствоведы и художники. Сейчас мы сохраняем герметичность проекта. Но если мы в следующий раз решим вдруг сделать проект всероссийским, никто нам не запретит. И тогда мы можем расширить географию и при этом жестче подойти к отбору".

Не жду вдохновения, а работаю: Иван Ильющенко — о том, зачем ему именная галерея

Художник рассказал, что формирует имя-бренд в мире искусства, есть ли престижные авторы и востребованные сюжеты и как коллеги отнеслись к открытию его пространства

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFH5yHk4