"Аз.Арт.Сибирь 2025" стала культурным событием летнего сезона — ее, согласно входному счетчику, посетили около 50 тысяч человек
28 июля завершилась работа молодежной выставки "Аз.Арт.Сибирь 2025", которая прошла в "Титов Арене" и стала культурным событием этого лета и Барнаула. Экспозицию, которая обошлась в 13 млн рублей и представила около 700 работ 500 художников Сибири, посетили порядка 50 тыс. человек. Это всё рекордные цифры. И как любое живое и масштабное событие, она вызвала и восхищение, и критику, и дискуссии.
Максимальный бюджет
"Аз.Арт.Сибирь" проходит уже в 11-й раз, превратившись из сравнительно камерного мероприятия в масштабный проект. Его организатор – Союз художников. Работы молодых авторов в регионах Сибири отбирают местные организации. В этом году в экспозиции также приняли участие работы китайских, монгольских, казахстанских художников.
Помощь оказывали и краевые коммерческие предприятия, в том числе учредив собственные денежные премии. Так или иначе, в этом году организаторы впервые смогли оплатить практически все оргвопросы, включая доставку работ на выставку и обратно авторам.
Бунтарство или нафталин
Большинство отзывов о выставке – очных и в соцсетях – максимально позитивные. Однако, как любое крупное "живое" мероприятие, в творческой среде оно вызвало и дискуссии. Если резюмировать десятки комментариев на различных платформах, то можно выделить самую часто встречаемую претензию к проекту – его "немолодежность" как в отборе работ Союзом, так и в самом их содержании. При этом организаторы и сторонние комментаторы горячо ответили скептикам.
"Где же дерзость? Поиск новых тем? Философии эпохи? Своего поколения? Невиданных средств выражения?" – написал у себя на странице в ВК журналист и писатель Владимир Токмаков.
"Позвали художников до 35 лет, они принесли работы. Выставком, состоящий из взрослых художников, что-то отобрал, что-то не пустил, – написал Вадим Климов, до недавнего времени – куратор "Республики ИЗО". – <…> Выставка далека от молодежной культуры. <…> Из 700 работ, представленных на выставке, есть хорошие картинки. Есть отлично обученные авторы, есть интересно мыслящие, но много абсолютного нафталина".

Комментатор Анна Усик отметила, что много очень талантливых работ, но "понимания, почему выставка молодежная, не сложилось".
Однако Николай Зайков и другие посетители выставки категорически не согласны с такой постановкой вопроса.
"Некоторые критики говорят, что молодых художников не пускают на выставку. Да кто ж их не пускает?! Выставкомы, по-моему, взяли всех, кого только можно было", – сказал он на своей творческой встрече 27 июля.

"В выставкоме "Аз.Арта" я видела несколько молодых художников, участников прошлых выставок. Я наблюдала за их работой. Все новое очень даже приветствовалось, – написала медиатор Елена Степанова. – Читаю, что от молодежи ждут вызов. А мне кажется, вызов их в том, что они делают то, что от них не ожидают. В самых молодежных и независимых проектах вдруг всплывают как раз темы СССР, этнического, традиционного, "локально-идентичного"".
Она задается вопросом, а стоит ли ожидать "от классически воспитанных выпускников классических художественных школ, училищ и тем более вузов андеграунда?".
"При чем тут возраст членов выставкома?! Приглашаются эксперты в своей области! Про критерий "бунтарство" не слышала. Про него пишут в основном люди 50+, молодость которых пришлась на 1990-е. Вы где последний раз с молодежью общались? Я с ними – 24/7. Их бунты не интересуют. Они хотят профессионально состояться!" – написала более категорично Вера Бочковская.
"Вот что лично я ищу в таких выставках молодых ребят – необычного, свежего, вырубающего. Может, даже своей простотой или чем-то другим. И наверное, многие другие посетители таких выставок ищут там чего-то подобного. И какая нам разница, как это будет подано? Вы нам подайте, мы придем и скажем вам спасибо. Поэтому считаю, что и "Аз.Арт", и любые другие выставки молодых авторов – это замечательная возможность для зрителей", – оставил свое мнение и Андрей Никитин, который считает, что главный адресат выставки – ее посетитель.

К тому же, отметил он, это частый путь – от авангардного к традиционному: "Они [организаторы] шаг за шагом добивались узнаваемости выставки. И это превратило ее из чего-то нового, авангардного в традиционное. Так бывает. Вначале ты играешь в гараже какой-то непонятный новомодный рок, а потом тебя уже зовут сэр Пол".
Пространство диктует
Николай Зайков не отрицает, что в "Аз.Арте", как и любом другом крупном проекте, всегда есть что улучшить.
"Мы, например, понимаем, что есть некоторые проблемы с экспозицией. Скажем, какие-то серии, которые, возможно, должны быть компактно экспонированы, разнесены. Но здесь нужно понимать, что любая большая выставка не является персональной. Здесь есть свои принципы размещения, которые диктует пространство. Так что, возможно, по-другому и нельзя было", – привел он пример.
Кроме того, подчеркнул он, в корне неправильно сравнивать организацию таких экспозиций с выставками крупных федеральных музеев. Последние готовятся с совершенно иным подходом: у них есть архитекторы экспозиции, под проекты специально строятся пространства, "а не из модульных конструкций, как у нас".

"У них идет планомерная, тщательная, щепетильная работа. Они строят серьезные декорации, существует проект экспозиции. Мы же не можем физически это сделать – мы должны были сформировать вот эту выставку за четыре дня. Наша экспозиционная команда – герои. Просто представьте этот объем работы", – объяснил Зайков.
"Важно высказывание"
На встрече 27 июля Николай Зайков в целом рассказал о своем видении того, что стоит за "молодежностью" выставки, и перспективах этого формата.
"О молодежи трудно делать какие-то выводы, потому что они все меняются, как пластилин. Вот Феодосий [Заровняев из Красноярска] замечательные картины написал. Но это еще почти институтские работы. Может быть, он здесь еще не стал тем Феодосием Заровняевым, которым будет когда-то, лет через 20".
По словам Зайкова, многие представленные на выставке художники еще учатся, только ищут свой стиль:
"Да, есть постарше ребята, которые уже к 35-летнему возрасту подходят. И у них возникают свои ходы, пластика, язык, появляются высказывания. Я убежден в том, что художник должен высказываться. Имея опыт побед в значительных проектах, могу сказать, что проходные работы никогда не побеждают. А побеждают те, в которых художник что-то говорит".

При этом Зайков не солидарен с теми экспертами, которые считают, что выставкам уже нужно задавать темы: "Я против этого. На мой взгляд, художник должен показывать то, что его интересует, волнует. Мне это нравится".
Организатор отметил, что формат "Аз.Арта" может меняться: "Нас никто не заставляет сохранять, например, сибирскую привязку, что сейчас мы делаем демонстративно – у нас только сибирские авторы, и в жюри входят только сибирские искусствоведы и художники. Сейчас мы сохраняем герметичность проекта. Но если мы в следующий раз решим вдруг сделать проект всероссийским, никто нам не запретит. И тогда мы можем расширить географию и при этом жестче подойти к отбору".