Из-за санкций с российского рынка ежедневно уходят крупные компании, работающие в разных сферах. Как эти времена переживет рынок коммерческой недвижимости
Ежедневно в Барнауле, как и по всей стране, закрываются разные компании с иностранными инвесторами, которые вводят санкции против России. В связи с этим в городе массово освобождаются помещения в торговых, офисных центрах. Рынку коммерческой недвижимости грозит обвал.
Аренда подешевеет на 50%
Горожане замечают, что крупные ТЦ стали полупустыми: зрелище еще более унылое, чем в пандемию. Но многие эксперты убеждены, что это временное явление. И те фирмы, которые сегодня ушли, завтра могут вернуться обратно. Ведь им тоже не хочется терять рынки сбыта в России. Однако до того, как это произойдет, в сегменте коммерческой недвижимости многое изменится.
"Для ретейла сейчас не самые лучшие времена. Одни компании уходят совсем, другие лишаются ассортимента. Также в последние два года падает и покупательский спрос, что связано с пандемией и ростом цен. Поэтому оставшиеся игроки рынка теряют доходы и просят владельцев ТЦ снизить ставки по аренде", – рассказал "Толку" председатель Союза предпринимателей Алтайского края Юрий Фриц.
Из-за массового ухода предложение помещений под магазины резко вырастет, что обрушит цену продаж и арендные ставки. По его словам, точное падение сложно спрогнозировать, но аренда может упасть на 10-50%. Это будет зависеть от общей ситуации, длительности кризисного периода, поддержки властей и от каждого конкретного ТЦ.
"У кого-то один-два санкционных арендатора выпали, а у другого – целый этаж. У одних есть накопления, они какое-то время продержатся "на подкожном жиру", у других – нет. У нас в Барнауле, к примеру, ставка налога на имущество выше, чем в Москве. Если местные власти не пойдут навстречу в части снижения этой нагрузки на бизнесменов, то я не исключаю даже и закрытия некоторых торговых центров", – говорит собеседник.
Переформатируются
С тем, что владельцам торговых центров придется затянуть пояса, соглашается и руководитель агентства недвижимости "Миэль" Вадим Руссков. Он полагает, что они начнут переформатировать простаивающие помещения, подстраиваться под новые потребности арендаторов. Возможно, после ухода одного крупного магазина его нарежут на несколько мелких, чтобы было проще сдать.
"Но снижать цены вряд ли будут. Вы хоть заснижайтесь, если некому туда встать", – говорит риэлтор.
При этом очевидно, что рано или поздно освободившиеся ниши и, соответственно, площади займут другие бренды. Например, качественные товары из Китая, иных дружественных стран, а также с российского рынка, который должен активизироваться под влиянием санкций. Юрий Фриц убежден, что ТЦ точно заселят другие марки, но процесс этот небыстрый, предстоит длительная системная работа.
"Конечно, мы все надеемся, что вернемся в привычную среду, и уходящие сегодня фирмы вернутся на рынок. Мы длительное время интегрировались в мировую экономику, поэтому выйти из нее в одну секунду крайне трудно. У нас довольно существенное присутствие импортных комплектующих во всех сферах, и сейчас все лихорадочно ищут пути решения проблем и замещения", – говорит Фриц.
Производственные помещения в цене
С другой стороны, в Барнауле ожидается большой спрос на промышленные объекты, который потянет вверх и цены. Состоятельные бизнесмены не упустят возможности развивать производство и импортозамещение. Только эксперты говорят, что в городе почти нет качественных производственных объектов. Есть старые разрушенные заводы, современные мелкие здания.
Но каждая фабрика уникальна, под нее нужны площади со своими особенностями планировки и начинки. Поэтому не исключено, что старые здания будут модернизироваться, оснащаться по-новому. Также возможно и строительство новых комплексов, но для этого нужны специальные проектировщики, которых в городе нет.
"Проблема еще и в поиске земель для них, так как подходящие площадки в Барнауле тоже почти отсутствуют, многие уже использованы под коммерческие и жилые объекты", – говорит Руссков.
Нужна поддержка
В нынешних условиях падения доходности бизнесменов нельзя допустить еще и роста издержек, считает Юрий Фриц, иначе возникнут проблемы. Он предлагает не только льготы и снижение налогов, но и снятие балласта в виде различных чипирований, программ для перевозки и сертификации, избыточного надзора в сферах, где нет угрозы жизнедеятельности. Такие нагрузки тянут на дно предпринимателей. А ведь их уход – это и потеря рабочих мест, и социальная напряженность.
"Людям сейчас крайне важно давать инструменты для развития бизнеса, создания каких-то производств. Тех, кто готов сегодня делать пуговицы и расчески, которые раньше везли из-за границы, надо всячески приветствовать и поддерживать. И когда они создадут рабочие места, начнут производить и хорошо зарабатывать, тогда уже и требовать с них налоги", – убежден он.