Счетная палата в ходе проверки расселения аварийного жилья выявила, что власти приобретали помещения у одних и тех же перекупщиков и в таких же старых домах
Счетная палата Алтайского края проверила, как в Барнауле в 2019-2020 годы переселяли граждан из аварийного жилья на бюджетные деньги, и выявила ряд нарушений. В ведомстве подготовили проект отчета, с которым его руководитель планирует выступить на сессии АКЗС 26 мая, а также внесли два представления нарушителям.
Ничего личного. Просто бизнес
Во-первых, в Счетной палате заявляют о проблемах с освоением средств на расселение аварийного жилья, что связано с несостоявшимися закупками жилых помещений. Так, в 2019 году, по данным ведомства, было сорвано 144 из 181 торгов (79,6%), в 2020-м – 92 из 128 (71,9%).
В то же время эту проблему озвучивали в краевом минстрое и объясняли просто: требования в рамках программы высокие и подходящие помещения найти довольно сложно.
Тем не менее 58 квартир в столице края за два года удалось выкупить. Причем их могли заранее приобретать по заниженной стоимости, а позднее перепродавать муниципалитету с накруткой специальные риэлторы-перекупы.
"Зачастую продавцами квартир для комитета ЖКХ выступали одни и те же граждане. Реализуемые объекты находились в их собственности незначительное время – от 2 до 10 месяцев. После приобретения и последующей перепродажи муниципалитету стоимость одного квадрата жилья возрастала на 27-100%", – сообщается в проекте отчета.
В таких же старых домах
Во-вторых, примечателен еще и возраст этого жилья. Так, в 2019-2020 годах комитет ЖКХ купил квартиры в 52 домах, из которых свыше половины построены более 40-50 лет назад. На первичном рынке объекты не приобретались.
"Часть купленных для расселения помещений расположена в домах, построенных практически в одно время с аварийными. Так, например, граждане, проживавшие в аварийном доме 1946 года постройки, были расселены в дом 1947 года постройки, а граждане, проживавшие в доме 1957 года постройки – в дом 1958 года постройки", – заметили в Счетной палате.
На момент переселения "новые" дома не имели статуса "аварийных", но, учитывая их возраст, можно предположить, что в скором времени возникнет необходимость повторного расселения граждан, а это повлечет дополнительное расходование бюджетных средств.
Кстати, информацию о том, в каких именно домах, по какой цене и в каких локациях приобретают в Барнауле по программе расселения, власти не распространяют.
Лишние расходы
Еще один механизм изъятия помещений по программам предполагает денежное возмещение. И в этой части тоже возникало множество проблем – владельцы не соглашались с размером компенсации, так как он не позволял приобрести аналогичное по площади жилье. Власти на это возражали: оценка максимально лояльная и основана на сравнительной методике.
"Оценщик анализирует объявления в базах, исходя из территориального размещения и рыночной стоимости. При этом он даже не делает скидку, учитывая состояние аварийного жилья. Мы идем этим путем, чтобы дать гражданам возможность приобрести за полученные деньги такое же помещение", – пояснял на одном из заседаний в феврале этого года председатель городского комитета ЖКХ Денис Ращепкин.
В результате власти расселяли несогласных граждан в судебном порядке. Это приводило к затягиванию сроков (от 6 до 14 месяцев) и уплате судебных издержек, общий размер которых за два года достиг 800 тыс. рублей. В ряде случаях граждане выигрывали суды и все же увеличивали денежное вознаграждение.
"Так, например, выкупная стоимость двух квартир в доме по ул. Тимуровская, согласно оценке специализированной организации, составила 749 тыс. рублей и 518,2 тыс. рублей, соответственно. Решениями судебных органов размер возмещения увеличен до 1178,7 тыс. рублей и 788,9 тыс. рублей, соответственно (на 57% и 52%)", – приводят пример в Счетной палате.
Несносные
Были претензии и к тому, что власти вовремя не сносят освобожденные дома, а это угрожает безопасности. Так, в Алтайском крае в 2019-2020 годах из 50 расселенных объектов демонтировали 20. Одно из объяснений – некоторые граждане не съезжают из помещений, даже получив компенсации.
В других случаях, наоборот, дольше длятся документальные оформления. Об этом прошлым летом на совещании у губернатора рассказывал министр строительства и ЖКХ Алтайского края Иван Гилев. По его данным, всего в крае с 2019 по 2021 год демонтировали 48 домов, еще около сотни не могут снести из-за того, что официально они находятся в процессе расселения, хотя фактически стоят пустыми.
Также в проверка показала, что ответственные за реализацию программы расселения предоставляют недостоверные сведения, которые сильно отличаются от реальных.
"В годовых отчетах за 2019 и 2020 годы в целом занижены плановые бюджетные назначения на 755,3 млн рублей и 675,8 млн рублей, фактическое финансирование – на 1,4 млн рублей и 295,2 млн рублей, кассовые расходы – на 0,4 млн рублей и 301 млн рублей соответственно", – следует из проекта отчета Счетной палаты.