Минувший градостроительный совет прошел в необычном, но соответствующем регламенту формате. В его рамках провели условный конкурс архитектурных проектов, в котором победил алтайский участник
На месте частного сектора в прибрежной части Барнаула запроектировали жилой дом переменной этажности на 100 с лишним квартир. Причем сразу в двух вариантах. Членам градостроительного совета пришлось выбирать между барнаульской простотой форм и московской индустриальной "брутальностью". Победила вовсе не дружба. О "битве" архитекторов двух столиц – России и Алтайского края – читайте в материале "Толка".
Почти близнецы
Новый жилой комплекс планируют усадить в гуще частного сектора, на улице Чернышевского, 39 (пересечение с переулком Некрасова). Его построят на участке площадью почти 2,9 тыс. кв. метров. Часть территории уже освободили от частных домов, но здесь еще осталось несколько строений.
Для участка подготовили два проекта. Оба попали в повестку градосовета, который прошел в четверг, 1 февраля. Как пояснил вице-мэр администрации Барнаула Андрей Федоров, вариант проведения заседания получился нестандартным, но вполне вписывающимся в существующий регламент.
Отметим, что оба претендента на "пальму первенства" опирались на уже готовый проект планировки большого квартала. Его разработали и согласовали для территории, ограниченной проспектом Комсомольским, улицами Чернышевского, Промышленной и Интернациональной. Кроме того, архитекторам пришлось учесть форму выделенного под застройку участка. Как отметил один из докладчиков, именно она продиктовала Г-образную форму будущего объекта.
Однако форма оказалась далеко не единственной общей чертой двух проектов. В них были представлены практически идентичные объемно-планировочные решения. Оба эскиза представляют односекционный дом переменной этажности с коридорной планировкой, маленькими квартирами, благоустройством закрытой от машин внутридомовой территории и т.д.
У заседателей даже возникло впечатление, будто авторы при их разработке "подглядывали друг другу через плечо". Главное же отличие вариантов прочтения одного и того же задания на проектирование таилось в архитектурных решениях.
Четыре варианта одного фасада
Первым свой проект презентовал барнаульский архитектор Владимир Золотов. В его варианте дом должен быть построен в 7–10 уровнях. Автор запроектировал в нем 110 квартир, где смогут проживать 156 человек. Вход задуман сквозным с общей вестибюльной группой. Таким образом, в здание можно будет заходить с улицы Чернышевского и с территории внутреннего двора.
Подъезд оборудуют подъемником для маломобильных групп граждан. В подвале обустроят кладовые для жильцов. Парковки Золотов расположил по периметру участка. Всего получилось 54 машино-места.
Исходя из специфики окружающей застройки, архитектор представил четыре варианта цветового решения фасадов будущего жилого комплекса, которые вполне устроили как самого архитектора, так и заказчика. Им, к слову, выступила Юлия Мудрик (связанная с СК "Сибирия"). В конце января прошлого года она выкупила землю на улице Чернышевского, 39. Тогда в компании "Толку" рассказали, что будут строить какой-то объект, но раскрывать подробности не стали.
В рамках первого цветового решения для фасадов использовали оттенки белого и серого цветов с акцентом в виде горизонтальной линии на уровне третьего этажа. Во втором разработчик использовал больше белого цвета и подчеркнул вертикальные акценты. Третий получился самым ярким. В нем нашла отклик архитектура соседнего здания из красного керамического кирпича. По словам Золотова, у него получился "яркий и интересный объем". Четвертый родился на контрасте с первыми тремя. Он целиком выполнен в нейтральных бежевых тонах.
Нагромождение объемов
Второй проект разработали москвичи из компании "ПСК". Столичные архитекторы пошли почти тем же путем, что и их барнаульский коллега. У них получился тот же силуэт, но с налетом московской "сталинки", заметили на градосовете.
Получился дом переменной этажности, в котором уместились 116 небольших квартир с маленькими комнатами. По задумке авторов, здесь смогут проживать 144 человека. От себя разработчики добавили лапомойку для домашних питомцев, помещение для консьержа и озеленение на прилегающей к зданию территории в районе парковок для временного хранения автомобилей. Судя по описанию проекта, всего было запроектировано 32 машино-места. Забегая вперед, скажем: по мнению экспертов совета, в обоих проектах данный критерий не дотягивает до норматива.
Вишенкой на торте стало архитектурное решение. В варианте "ПСК" здание венчает довольно "тяжелая" конструкция из террас, пилонов и стенок. Она формирует 9-й и 10-й этажи здания. На вопрос директора Союза архитекторов и проектировщиков Западной Сибири Сергея Шадрина, с чем связано такое "нагромождение объемов и деталировка", докладчик ответил следующее:
"У нас была идея создать современную архитектуру. И мы немного отошли в индустриальную историю, благодаря которой хотели получить необычный образ сверху. Собственно, таков дизайн", – подчеркнул он.
Кстати, похожий вопрос возник у многих заседателей. По мнению экспертов, разработанная конструкция подходит, скорее, для домов южных регионов, но никак не сибирских, где много снега, который придется как-то убирать. И эту задачу придется решать самим жильцам, уверены барнаульские архитекторы.
Более "отечественный" вариант
Когда пришло время определяться с победителем и решать давать ли зеленый свет тому или иному проекту, члены совета думали недолго. Эксперты быстро сошлись во мнении, что для Барнаула больше подойдет вариант Владимира Золотова.
"Если это был конкурс среди проектировщиков, то мне кажется, он не достиг однозначного и ощутимого результата, когда один вариант на голову выше другого. В принципе, они одинаковы. Но если нужно выбрать один из двух, то я отдаю предпочтение более "отечественному" производителю, то есть варианту Владимира Ивановича", – пояснил свой выбор главный архитектор Алтайского края Виктор Четошников.
"Во втором [московском] варианте дом нужно закончить до верхней части, которая выполнена из красного кирпича и наполнена многочисленными пилонами, террасами. Ее надо взять и разделить на отдельные части, и получится несколько замечательных коттеджей – хороших и красивых", – поделился своим мнением Сергей Шадрин.
В итоге члены градостроительного совета поддержали проект, представленный Владимиром Золотовым. Но не без оговорок. У двух столичных вариантов была еще одна схожая черта – одинаковые ошибки. Их и предстоит исправить автору в рабочем порядке.
В частности, увеличить число парковочных мест (возможно, за счет подземного паркинга), выделить обособленную территорию для размещения пожарной техники, привести к нормативу детские игровые площадки, благоустройство и т.д. Кроме того, архитектору порекомендовали предусмотреть в проекте места для выгула домашних животных и лапомойку для питомцев.