Не панацея. Эксперт о том, что может спасти коммунальное хозяйство края

Сегодня в Алтайском крае заключено 19 концессий с учетом большой энергетики. Общая сумма – 3,5 млрд рублей

Концессионные соглашения – один из способов помочь коммунальным сетям в Алтайском крае, говорят эксперты. Речь о том, что Частный инвестор (концессионер) за свой счет создает или реконструирует имущество, право собственности на которое принадлежит государству. В первую очередь это социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы. Сегодня в Алтайском крае заключено 19 концессий с учетом большой энергетики. Общая сумма – 3,5 млрд рублей.

О том, что мешает привлекать частных инвесторов, как инертность отрасли мешает отследить эффективность системы и почему работой муниципалитетов недовольны в региональном Минстрое, "ТОЛКу" рассказал начальник отдела экономики и мониторинга Минстроя Алтайского края Антон Маркелов.

– Сегодня в крае есть примеры успешных концессионных соглашений?

– Рано говорить об успешности или неуспешности концессионных соглашений.  Потому что отрасль очень инертна сама по себе и последствия – положительные и отрицательные – наступают примерно через несколько лет.

Отрасль очень инертна, как я уже сказал. Можно взять пример тарифного регулирования. Законодательством определен срок предоставления документов на тарифное регулирование 2020-го года. Он определен 1 мая. То есть до 1 мая организация должна сдать документы в управление цен, чтобы получить тариф на 2020-ый. Сейчас закладываются, скажем так, камни в фундамент экономического состояния предприятия на следующий год. То есть разбег уже 1,5 года. Так и 2020-й год не показатель. Если ты плохо отработал с тарифом, то какие еще ты результаты получишь – тоже вопрос.

– Коммунальное хозяйство находится в основном в собственности муниципалитетов. Прошедший отопительный сезон оказался весьма показательным. И как раз для того, чтобы помочь отрасли, нужны концессионные соглашения. Это одна из мер по оздоровлению отрасли.

– Все правильно. Конечно, концессии – это не единственное лекарство для коммунального комплекса. Здесь, как и в любой другой отрасли, необходимо привлечение инвестиций. С точки зрения имени эффективности привлечения инвестиций, частный бизнес видится более эффективным.

Глава города Сергей Дугин пообещал губернатору Алтайского края "прорыв" в коммунальном хозяйстве Барнаула в 2019 году

– Как привлекать бизнес? Должна быть финансовая выгода, необходимо создавать условия.

– Наверное, условия уже созданы в достаточной степени с точки зрения федерального законодательства и на уровне Алтайского края. Есть ФЗ-115 о концессионных соглашениях. Где определены основные вопросы, связанные с заключением концессионных соглашений. Мы на территории региона постановлением правительства в декабре 2017-го года утвердили порядок взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при заключении, расторжении и внесения изменений в концессионные соглашения. В принципе все эти документы в отрытом доступе, на сайте Минстроя есть большой перечень документов, который позволяет понимать, как можно заключить концессию, мы открыты к диалогу.

Рука не дрогнет. Интервью с губернатором Виктором Томенко о работе и личном

Более трех часов подряд глава региона отвечал на вопросы журналистов

Много времени проводим в совещаниях с органами местного самоуправления, с руководителями организаций, кто оказывают услуги. Мы разъясняем все вопросы по концессиям

–  Муниципалитеты тоже инертны? Или они понимают важность концессионных соглашений?

 – Муниципалитеты, я считаю, не совсем быстро и эффективно работают в этом направлении. Есть большая сложность с регистрацией имущества. Очень много имущества в муниципалитете не зарегистрировано должным образом. Тем не менее, если сравнивать одну из предыдущих редакций закона о концессионных соглашениях, в нем было сказано о необходимости полной регистрации имущественного комплекса, который передается. В настоящее время передать имущество по концессии можно с регистрацией более 50% от балансовой стоимости всего комплекса.

Законодатель пошел на встречу. И речь идет о том, что более 50% балансовой стоимости вы передаете, все остальное имуществе в течение определённого времени в последующем подлежит государственной регистрации.

Это один из механизмов привлечения. Мы все с вами прекрасно понимаем, что у муниципалитетов не всегда есть средства в достаточном объеме, для того, чтобы осуществить государственную регистрации. Это один из сдерживающих факторов. Второй фактор – не все верят в то, что концессионер может оказывать услугу должным образом.

– И получается замкнутый круг.

– И этот круг надо рвать. В принципе, опять же есть 131 ФЗ. Полномочия по организации теплоснабжения определены на уровне муниципалитета. И орган местного самоуправления самостоятельно решает, каким образом оказывать услугу населению: через концессионное соглашение, либо посредство создания муниципального унитарного предприятия.

– Какие районы края можете похвалить?

– Нечем хвастаться, как я уже говорил. Потому что мало времени прошло, чтобы реально оценить положительный момент.

Коммунальщики устраняют повреждение водопровода

– Концессионеры  получают имущество в пользование, вкладывают  в него средства, обновляют его и так далее. Их деятельность регулируется государством через установление тарифов. Тарифов экономически обоснованных. Никто не захочет работать себе в убыток. В этом перспектива для концессионеров. А в чем перспектива  для жителей? Ожидать, что будет рост тарифов?

– Думаю, что нет. Регулирования тарифов в рамках концессионных соглашений происходит в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования. Они определяются в самом начале до подписания концессии. Условно, составляющие тарифа можно разбить на три части. Постоянна – она определяется на весь срок действия концессионного соглашения. Туда входят, в том числе, зарплата и ремонтные работы. Вторая часть – топливно-энергетические ресурсы, которые концессионер должен ежегодно подтверждать.  И третья часть – неподконтрольная. В нее включаются различные налоги и амортизация. Из этих трех частей постоянным фактором является только ремонт и заработная плата.

В каждом правиле есть исключения и возможны какие-то крайние положения любой ситуации. Но эффективный концессионер в начале эксплуатации имущественного комплекса выявляет болевые точки. Он вкладывает туда средства, повышая эффективность и снижая потери.

Тарифов должны быть экономически обоснованными. С учетом баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающей организации. Это в законе написано.

– Для системы концессионных соглашений будет полезно повышение тарифов?

– Тариф должен быть экономически обоснованным. И просто так повысить тариф законодательство не позволяет. На пустом месте повысить тариф – такого никогда не было и никогда не будет. Возможно какое-то мгновенное повышение на один год. Но это возможно, не факто что так будет. Но решать надо все индивидуально. Если концессионер хочет вложить огромную сумму средств в имущественный комплекс, наверное, действующее тарифное законодательство позволяет это сделать. Но, наверное, будет мгновенный рост тарифов. Потому что все вложенные средства концессионеру необходимо через тарифный источник возвращать.

Мы готовы рассматривать любые предложения именно в части повышении эффективности, в  части снижения операционных расходов, затрат на электроэнергию, затрат на уголь, установки более эффективного оборудования. И мы это делаем постоянно. Вопрос в том, что муниципалитеты тоже должны этим заниматься. И предлагать какие-то варианты. Мы готовы тратить бюджетные средства. В этом году у нас более 500 млн заложено в бюджете края на выполнение энергоэффективных мероприятий.

Имущественный комплекс необходимо поддерживать в исправном состоянии при любом собственнике. Концессионное соглашение позволяет привлечь бюджетные средства для реконструкции и модернизации.

– Концессия – это панацея для Алтайского края?

– Панацея – эффективное использование имущественного комплекса. А как это называется  – неважно.

Читать tolknews.ru в

Лента новостей