Мусорная реформа во всей красе: жители Заринска не понимают нового регоператора

Все стороны конфликта подробно изложили свою позицию

Нашумевшая история с горами мусора в Заринске заставила местную и краевую власть задуматься о качестве работы местного регоператора.

Вывоз отходов с начала года осуществляет ООО "Спецобслуживание – Центральное".

Раньше Заринск считался одним из самых чистых городов Алтая

В социальных сетях появилось множество снимков с переполненными мусором контейнерами. Местные жители заявили, что такое в их городе происходит впервые. В итоге в ситуацию пришлось вмешиваться главе Алтайского края Виктору Томенко. Губернатор поручил разобраться с происшествием министру строительства и ЖКХ Ивану Гилеву.  

Корреспондент "ТОЛКа" ознакомился с позицией каждой стороны.

Переполненные контейнеры

Жительница одного из домов Екатерина Тернова рассказала, что с приходом нового регоператора ситуация действительно стала хуже. Если раньше с утра мусорные контейнеры были пустые, то с начала года полные баки с мусором до полудня стали чем-то привычным.

"Звонки диспетчеру не помогают. Спустя два-два с половиной часа, после нескольких звонков, все-таки приезжает машина, чтобы вывезти мусор. У нас во дворе появились вороны, которые начали растаскивать пакеты и сорить на детских площадках. Совсем недавно появились большие крысы. Был момент, когда три дня не вывозили мусор. Ситуация сейчас ужасная", – сказала местная жительница.

В тоже время заместитель директора компании-регоператора "Спецобслуживание – Центральное" Николай Только считает, что дело здесь в отсутствии достаточного уровня культуры населения.

"То есть идет человек с пакетом и кидает его как в баскетболе, и после этого он либо засчитывает себе два очка, либо нет", – рассказал Николай Только.

Барнаульские власти рассказали, как будут ликвидировать свалки в Алтайском крае

С 2019 года в Алтайском крае заработает новая схема вывоза и ликвидации ТКО

Он совместно с администрацией пытался разобраться почему существуют районы, где контейнеры наполняются быстрее расчетных цифр. Для примера, был сделан расчет района из восьми домов, откуда вывоз должен был производиться два раза в месяц, а по факту происходил два раза в день.

"Мы поняли, что либо неграмотно установлена контейнерная площадка, либо делаем вывод, что несут не только ТКО. Несут все. Я, конечно, рад за людей, которые так щепетильно относятся к вопросам частоты и делают опиловку деревьев не только на своем приусадебном участке", – сказал представитель "Спецобслуживание-Центральное".

Были ли эти фото фейком

Заместитель директора компании "Спецобслуживание – Центральное" Николай Только признал подлинность фото. Он обратил внимание на то, что в первых числах мая действительно были сложности в плане сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), но, по его словам, это было связано с общей очисткой города.

"Люди взялись наводить порядок и объем мусора резко вырос. Жители еще не до конца сейчас понимают, что такое ТКО. Они уверены, что лежащий под ногами кирпич – это мусор. Все то, от чего человек хочет избавиться, он называет мусором", – объяснил Николай Только.

По его словам, расчет сил производился исходя из накопления ТКО, но в итоге люди начали нести старую траву, листву, ветки и многое другое.

"Я был больше удивлен действиями управляющих компаний. Там работают достаточно грамотные специалисты, и я не думаю, что было так сложно разобраться в классификаторе, а именно – что относится конкретно к ТКО. Поэтому и резкий скачек объема мусора, и недостаточное количество контейнеров на площадках привели к такой ситуации. Хотя, я уверен, что они позволяют по своей площади добавить больше контейнеров. Сбой этот был кратковременным и, в буквальном смысле, это было полтора-два дня", – уверил представитель регоператора.

Он добавил, что меры были приняты сразу. Например, была экстренно направлена техника из Бийска. Николай Только считает неверным утверждение того, что мусором был завален весь город, как об этом говорилось в СМИ и социальных сетях.

"Неверно потому, что специально брались те площадки, где действительно немного мы не успевали. Однако на исправление недостатков, согласно закону, у нас может уходить до суток", – заявил Только.

Информационная война

Николай Только уверяет, что реальные проблемы часто подогревают вбросами, большинство из которых надуманные. Он объясняет это тем, что реформой довольны не все.

"Сложно говорить, кому это выгодно. Дело в том, что наше общество так сложно устроено и такие сложные цепочки выстраиваются, что однозначно сказать сложно. Понимаете, если у человека есть иное мнение, то его нужно озвучивать, а не преподносить какими-то грязными способами. С определенным давлением я столкнулся в другом городе ранее. Мне сожгли две машины, на меня давили со всех сторон все инстанции и ведомства и то, что происходит здесь – это детский лепет", – рассказал Только.

На вопрос о возможности причастия к вбросам со стороны бывшего оператора по вывозу мусора Алексея Лесюкова, Николай Только предположил, что может быть какие-то группы лиц есть, но фамилии или компании называть отказался.

"Главная проблема в том, что население не хочет платить. Мы единственные в крае, кто вложил в технику и оборудование более 100 млн рублей. Мы практически готовы к работе в Кытманово. Основная проблема для нас это то, что люди не платят, потому что те средства, которые собираются сейчас – это слезы", – заявил представитель "Спецобслуживание-Центральное".

"Реформа чуть-чуть не готова"

Большая стихийная свалка разрасталась годами. Новый регоператор не торопится ее убирать

Жительница Заринска  Екатерина Тернова, как старшая по дому, пыталась разобраться с кучами мусора во дворе, обращаясь в управляющую компанию, где ей сказали, что есть закон, по которому регоператор определен и изменить ничего нельзя.

"У нас в микрорайоне шесть контейнерных площадок. По пальцам можно пересчитать. Всегда к восьми утра был город убран от мусора, люди утром идут на работу, и город чистый", – сказала Тернова.

Директор управляющей компании "Дом Сервис", Любовь Пяткова,  признала, что вопросов к новому регоператору сейчас у всех очень много и достигнуть понимания сложно.

"Изначально началась эта работа с 1 января, но до сих пор мы не можем добиться графика вывоза мусора. Из-за этого бывают такие ситуации, особенно в праздничные дни, когда действительно все баки полные. Они пытаются переводить вывоз мусора на один раз в сутки, апеллируя тем, что в правилах указана ежедневная вывозка мусора, но нигде не сказано, сколько раз в день. У нас в городе все время вывозилось два раза в день. Один раз в день для нас – это нереально. Было очень грязно", – сказала директор УК.

Она добавила, что их попытки идти на контакт для совместного решения проблем не приносят результатов.

"Мы говорим – дайте нам контакты регионального оператора экономиста, юриста. Мы будем напрямую работать по каким-то вопросам, но контакты нам не дают. Все только через центр здесь у нас", – объяснила Пяткова.

Представитель компании "Спецобслуживание – Центральное" Николай Только объяснил, что при бестарном сборе мусора, регоператор не имеет возможности разобраться, что находится в каждом пакете или мешке, так как классы отходов перемешивают.

"Дело в том, что сбор ТКО у них происходит два раза в день. Хотя, согласно всех социальных норм, достаточно собирать раз в день. Мы собираем два раза и это достаточно тяжелая ноша с экономической стороны. На это приходится идти, чтобы не ухудшить ситуацию. Бестарный сбор был выбран вынуждено. Связано, наверное, это с тем, что может быть чуть-чуть была не готова реформа. Но это не проблема, это все решаемо", – сказал представитель регоператора.

Мало контейнеров

Представитель регоператора в Заринске Николай Только выразил надежду, что в будущем решится проблема с недостатком контейнерных площадок. По его словам, организация контейнерных площадок это зона ответственности местных администраций.

"Да, изначально был такой вариант, что это будет делать регоператор, но дело в том, что в цене обслуживания не заложено ни контейнерной площадки, ни сами контейнеры, ни раздельный сбор. И зона ответственности регоператора сегодня наступает с момента погрузки в мусоровоз до момента поднятия кузова в площадке размещения", – заявил Николай Только.

Он добавил, что сейчас без учета частного сектора необходимо увеличить количество контейнеров в Заринске как минимум в два раза.

Только деньги берут: власти раскритиковали работу регоператоров в Алтайском крае

Заместитель председателя Правительства Алтайского края Александр Лукьянов выразил резкое недовольство работой регоператоров в районах

В вопросе предоставления контейнеров с регоператором не согласны в администрации Заринска. Первый заместитель главы муниципалитета Сергей Пеньков заявил, что говорить о том, что администрация должна поставить больше контейнеров – глупо.

"В прошлом году было точно такое же количество контейнеров, но проблемы появились почему-то только сейчас. В честном секторе был определен бестарный метод, потому что иные себя не оправдали. Кроме того, график обращения с ТКО нам до сих пор не предоставили, что является нарушением", – рассказал Пеньков.

Представитель администрации также отметил, что вопреки всем заверениям министерства строительства и ЖКХ о том, что ситуация в городе не ухудшится, не оправдались. По словам Сергея Пенькова, регоператору не нужно было изобретать велосипед, а работать по отработанной схеме прежнего оператора.

Как было раньше при ИП "Лесюков"

Местные жители в один голос уверяют, что в прошлые годы подобных проблем не было. Кроме того они обратили внимание на то, что счета за вывоз мусора выросли почти в три раза.

До прихода в регион нового регоператора "Спецобслуживание – Центральное" вывозом мусора в городе занималась организация ИП "Лесюков", принадлежащая местному депутату Алексею Лесюкову, который также является арендатором местного мусорного полигона, принадлежащего муниципалитету.

Директор УК "Дом Сервис" Любовь Пяткова рассказала, что по договору с Лесюковым тариф был 72 копейки с квадратного метра жилья.

"То есть за квартиру размером 64 квадрата нужно было заплатить примерно 48 рублей. Сейчас тариф сделали по количеству людей, живущих в квартире. Но проблема в том, что они не знают наверняка, где сколько людей живет, поэтому на каждый адрес они по умолчанию сделали так, будто там живут трое. Следовательно, тариф вырос примерно до 120 рублей", – сказала Пяткова.

Данные о тарифах подтвердил и сам Алексей Лесюков, который рассказал, что изначально занимался мусором только в частном секторе, но позже возил его со всего города. Он считает, что способ расчета, где оплата идет по квадратным метрам самая справедливая.

"Когда в ноябре новый регоператор приехал к нам, ему задали вопрос о расчетах по тарифу. Они заверили, что будут начислять средства по количеству жителей в квартире. Их спросили, как они узнают, где сколько людей живет, на что регоператор заверил, что у них есть договор с Почтой России, которая им данные предоставит. В итоге, они все равно начислили по стандарту три человека на квартиру. Пенсионер живет один, ему приходит квитанция за трех человек. Он потом вынужден бегать по всем инстанциям и собирать справки, что в квартире проживает только он и добиваться пересчета, а таких людей много, следовательно, это станет большой головной болью для всех", – сказал Лесюков.

Финансовый вопрос

Представитель регоператора в Заринске рассказал, что собираемые средства за обращение с ТКО настолько малы, что не могут покрыть и половины расходов компании на работу. С этим утверждением не согласился Лесюков, который уверен, что проверив документы местных УК, можно убедиться, что 70% жителей многоэтажных домов оплачивают все счета. Что касается частного сектора, то там квитанции должны приходить отдельно, их должен присылать сам регоператор, но он не всегда это делает.

Доступ к полигону

Обсуждая вопрос несвоевременной уборки мусора, Николай Только допустил, что если бы доступ на полигон был более длительным, то вопросов с переполненными контейнерами не возникло бы. Он рассказал, что пускают их туда до семи вечера. Однако Алексей Лесюков уверяет, что они принимают машины с мусором и до восьми часов, хотя ранее работали до пяти вечера и все успевали убирать.

"Возможно, им нужно пораньше начинать работать, потому что согласно записям в журнале приема, в среднем, первая машина с мусором приезжает в 11 утра. На майские приезжала еще позже. Мы успевали убрать все до пяти вечера и проблем никаких не было", – рассказал Лесюков.

Поспешили с реформой?

Алексей Лесюков подчеркнул, что в конкурсе на роль местного регоператора, который проводился министерством строительства и ЖКХ Алтайского края, специально не стал участвовать, потому что понимал, что спешить с реформой будет ошибочно.

"Я адекватно оценил свои силы и понял, что ни я, ни кто-то другой не сможет с начала года начать работать как прописано в реформе. Действие закона нужно было проверить на Барнауле, учесть все ошибки и уже потом реализовывать сразу по всему краю", – сказал Лесюков.

О том, что все "утонут в мусоре" предупреждал и председатель Заринского городского Собрания депутатов Александр Лаговский. Во время заседания в АКЗС Совета по взаимодействию депутатов с органами муниципальных образований по вопросам контроля и организации вывоза ТКО он предложил перенести вступление мусорной реформы для более детальной подготовки. По его словам, это помогло бы избежать мусорного коллапса в будущем.

Во время доклада министра строительства и ЖКХ возникла дискуссия

Однако депутаты АКЗС и министр строительства и ЖКХ Иван Гилев приняли решение о вступлении реформы в силу с 1 января 2019 года. Алтайский край был поделен на семь зон обслуживания, на которые минстрой отобрал региональных операторов по работе с твердыми коммунальными отходами.

Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей