Форум организован в рамках нацпроекта Минэкономразвития России по поддержке МСП
8 октября на форуме "Мой бизнес", который пройдет в ДК "Барнаул", выступит директор по маркетингу GetResponse (Россия), IT-евангелист, спикер международных и российских конференций Юлия Ракова. Она расскажет о возможностях для построения диджитал-бизнеса. Накануне форума мы поговорили с экспертом.
О старте
Я прошла путь от менеджера по продажам до соучредителя и директора стартапа MediaTech. Мы занимались профессиональным видеооборудованием: мультимедийными проекторами, плазменными панелями, LED-экранами. Через четыре года компания стала лидером продаж, годовой оборот составлял 14 млн долларов и в команде работало около 150 человек. Мы прошли все стадии жизненного цикла бизнеса: кризисные времена, стабилизацию, рост и лидерство на рынке. Можно было тиражировать опыт и запускать подобные предприятия, но мне захотелось попробовать другие направления, я продала свою часть в бизнесе и поехала учиться по программе MBA (Прим. ред.: Master of Business Administration) в бизнес-школу Сколково.
О форуме "Мой бизнес"
В Барнауле я поделюсь с аудиторией быстрыми, малобюджетными или бесплатными методами взрывного роста бизнеса в диджитал. Я руководила международными проектами в США и Индии. В Штатах училась и стажировалась в Массачусетском технологическом институте. Это было время, когда массово стали создаваться IT-стартапы и зарождались технологии взрывного роста бизнеса в цифровом мире. Теперь самые лучшие практики я внедряю в России и рассказываю об этом опыте. Получив новую информацию, молодые ребята смогут оперативно развивать бизнес в цифровых технологиях, тестировать идеи, привлекать партнеров и продавать решения.
Цифровой мир дает шанс России. Технологические стартапы – залог конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе, поэтому бизнес и государство заинтересованы в том, чтобы с помощью цифровизации увеличить экономический рост. В диджитал можно продвигать продукт без привязки к территории и стране, потому что покупатели живут по всему миру. В цифровом мире нет ограничений по возрасту, внешности, образованию, при этом много свободного пространства для развития идей.
Регионы с высоким уровнем безработицы получают новые возможности для развития. В глубинке открываются интересные компании, в которых разрабатываются мощнейшие технологические решения. Если начинающие предприниматели будут ориентироваться в диджитал-инструментах, то смогут быстро масштабировать идеи. Цифровые продукты можно продвигать через электронную торговлю, например, маркетплейсы.
Цифровой мир нас переформатирует. Влияние людей и их время уходит в диджитал. По разным оценкам, мы проводим в цифровом пространстве от 6 до 8 часов в день во время активности.
О факторах успеха и страхах
Во-первых, желательно, чтобы предприниматель имел успешный опыт в области, в которой он планирует развиваться, и навык презентовать достижения до того, как направится к инвестору. Это формирует репутацию и имидж. Во-вторых, в своем деле нужно быть профессионалом. В-третьих, необходимо наличие четкого бизнес-плана с пониманием того, сколько необходимо средств для проекта и какую он принесет прибыль. Со всем перечисленным вы приходите к инвестору. Если вы знакомы или вас порекомендует человек, которому инвестор доверяет, шансы на положительный ответ возрастают. И пятая составляющая: если вы уже запустили микробизнес, он успешно развивается, привлекает пользователей и приносит доходы, вероятность получить средства высока.
Самый большой страх предпринимателя в том, что у него не будет средств на запуск и развитие бизнеса. Это неправильный подход. Нужно понимать цель и уметь обосновать каждую копейку в обороте. Если один источник не готов предоставить финансирование, можно привлечь несколько бизнес-ангелов, которые объединят вложения и выделят нужную сумму. Также можно получить господдержку, например, обратиться в центры "Мой бизнес" за консультацией.
Об идеях и пожеланиях предпринимателям
Одной идеи недостаточно для привлечения инвестиций, нужен действующий прототип. В IT это MVP (Прим. ред.: Minimum Viable Product). Я не совсем типичный для России предприниматель и в свое время придумала идею для бизнеса, работая в крупной компании, так часто поступают основатели стартапов в IT-сфере в западных странах.
Работайте в сфере, в которой мечтаете развиваться, и учитесь у окружающих людей и зарубежных экспертов. Посещайте полезные форумы и думайте, как масштабировать идеи, как усовершенствовать бизнес-процессы. Когда улучшите, найдите, как ваше решение можно масштабировать и вывести на уровень страны, а потом и мира.
Об информированности
Депрессивное настроение общества говорит, что предприниматель не добьется успеха, что без больших денег дело не откроешь. С этими стереотипами нужно и можно бороться с помощью коммуникационной политики, поэтому Минэкономразвития России запустило информационную кампанию о предпринимательстве. Необходим четкий навигатор для бизнеса, чтобы он понимал, на какую поддержку может рассчитывать. Для этих целей по всей стране открываются центры "Мой бизнес". Кроме того, в СМИ необходимо рассказывать об успехах бизнеса. Это вдохновляет.
О разнице между российским и американским подходами
В США коммуникация, PR, обучение и донесение правильных идей находятся в числе самых важных составляющих успеха бизнеса и востребованности государственной инициативы. Пока у нас, к сожалению, нет такой открытости, а коммуникация и PR недооцениваются. Мы многое делаем, но культура пока не трансформировалась настолько, чтобы показывать цели и результаты нашего труда. Хорошо бы для предпринимателей организовать единый мощный PR-инструмент, который бы привлекал СМИ, организовывал онлайн-трансляции и онлайн-конференции. Объединенный информационный поток можно подавать, например, на Youtube, Instagram, Telegram или Facebook.
Подготовила Мария Войщева