Глава региона признал, что муниципалитетам категорически не хватает техники, и обещал с ней помочь
В одном из сел Змеиногорского района автобус, в котором ехал губернатор Алтайского края Виктор Томенко, а также его заместители и министры, долго не мог въехать в узкий поворот. Сугробы по обе стороны оказались выше автобуса. В другом месте он еле-еле разъехался с гужевой повозкой. Глава региона 31 января лично инспектировал южные районы края, больше других пострадавшие от снежной стихии.
Инспекция длилась почти сутки, губернатор и его подчиненные посетили четыре района. Виктор Томенко своими глазами увидел дома, занесенные по самые крыши, и дороги, которые напоминают туннели. Он пообещал вернуть районам деньги, которые сверх меры пришлось потратить на уборку, а также помочь с техникой, которой категорически не хватает.
Раздайте лопаты
Уже на рассвете 31 января автобус с губернатором, его заместителями и министрами краевого правительства был в Рубцовске. На въезде в город в него подсел глава города Дмитрий Фельдман.
Пока многочисленная делегация обходила вокруг пятиэтажки на улице Северной, люди с любопытством выглядывали из окон. Одна женщина и вовсе предложила раздать всем лопаты.
Местные жители рассказали, что недовольны тем, как в городе борются со снегом. Если в центре его чистят, то в частном секторе "все забито".
После посещения Рубцовска Виктор Томенко написал в своем Instagram:
"Дороги прочищены, проезд транспорта обеспечен, но на проезжей части много сужений. Во дворах и на тротуарах рядом с магазинами все гораздо хуже, людям ходить тяжело".
Прогулка по центру
Из окна автобуса с журналистами, который ехал вслед за губернатором, показалось, что в Горняке снега заметно меньше, чем в Барнауле. Местные жители остались недовольны тем, что делегация побывала только в администрации Локтевского района. Люди говорят, что микрорайон Чермет замело куда сильнее, но Виктора Томенко туда не повезли.
К некоторым селам пробиться без тяжелой техники невозможно, рассказала глава района Галина Глазунова. Снег – до трех метров высотой. К Масалихе, крупному селу с 1,6 тыс. жителей, пробивали дорогу с двух сторон трассы – бульдозером местного предприятия и трактором.
Пока губернатор обсуждал с местными властями и дорожниками ситуацию в районе, ему доложили, что дорога есть ко всем населенным пунктам, кроме Павловки, но ее обещали пробить в ближайшие пару часов.
Представить к наградам и поставить заборы
Губернаторский автобус поехал в Третьяковский район. Его глава Николай Каверин предложил представить дорожников к наградам:
"В условиях нулевой видимости они работали день и ночь. Они же эвакуировали тех, кто оказывался в дорожных заторах".
В администрации Третьяковского района говорили о проблемах со снегозащитой. Начальник местного филиала Юго-Западного ДСУ Игорь Мелиев рассказал, что вдоль трасс не хватает снегозащитных заборов. "Мне вот тут их надо 5 км, вот тут еще 5 км, вот тут 800 метров, – показывал он на карту. – Один километр стоит 3,5 млн рублей".
Однако польза от заборов, по его словам, неоспорима: "Едешь просто по дороге – вал на ней. Подъезжаешь к забору – голая дорога", – рассказал он.
Кроме того, надо правильно проводить рубки ухода в лесополосах: оставлять "пеньки" в полтора-два метра высотой, они разрастаются и создают так называемое загущение – не дают снегу пролетать насквозь. Но и здесь проблема – непонятно, кому они принадлежат. "Мы даже начинали рубить – так на меня уголовное дело завели. Потом, правда, закрыли", – сказал Мелиев.
А тем временем такие рубки – самый дешевый способ снегозащиты. "Стоит копейки, а верхушки можно еще и ветеранам, и многодетным семьям отдавать", – сказал дорожник.
Засыпало остановки и дорожные знаки
В Змеиногорском районе снега, действительно, больше всего. В селе Карамышево автобус губернатора долго не мог войти в узкий поворот. Сугробы в этом месте оказались выше автобуса.
Некоторые автобусные остановки в Змеиногорске вряд ли откопают до весны, они полностью заметены. Дорожные знаки кое-где еле выглядывают из сугробов. Возможно, один из самых больших сугробов в Змеиногорском районе – у здания местной администрации.
Местные жители говорят, что уже устали бороться со снегом, но духом не падают. Большую помощь в расчистке оказывала местная молодежь, мужчины. Одни взяли в руки лопаты, другие помогли с техникой. Губернатор лично поблагодарил людей, которые не ограничивались уборкой снега возле своих домов.
Чтобы не возить рожениц на санях
В Змеиногорском районе, по сути, подвели основные итоги. Главный – категорически не хватает техники. Как выяснилось, на весь Змеиногорск, например, один К-700 и грейдер.
Главы сельсоветов попросили Виктора Томенко приобрести для района гусеничный вездеход "Бобр". В самое трудное время на нем можно было бы перевозить тяжелых больных и рожениц. В прошедший же буран для спасения людей чаще пользовались снегоходами и лошадьми, запряженными в сани.
"Для эффективной борьбы со снегом районам нужна новая техника. Правительство края окажет помощь в ее приобретении. Техническая вооруженность предприятий дорожной отрасли и коммунальщиков должна быть доведена до безопасного уровня", – написал Виктор Томенко в своем Instagram по итогам поездки.
Также многие говорили о необходимости усилить работу по строительству снегозащитных сооружений.
Начальник алтайского МЧС Александр Макаров сказал, что главным итогом считает отсутствие трагических последствий разгула стихии, хотя предпосылки к этому были.
Губернатор подчеркнул, что ситуация остается сложной еще и потому, что на ближайшие дни вновь есть неблагоприятный прогноз. В феврале Алтайский край может накрыть новая волна снегопадов и метелей. В связи с этим в регионе сохраняется режим повышенной готовности.