Мы легко впадаем в тревожность, потому что именно благодаря этому чувству наши предки смогли выжить
Европу постепенно охватывает продуктовая паника: люди сметают продукты с полок и дерутся за туалетную бумагу. В Барнауле пока до драк дело не дошло, но антисептические средства и гречка уже в цене, хотя коронавируса в крае нет. Барнаульский психолог Лариса Головина рассказала, что заставляет людей запасаться продуктами и почему тревожность – важное чувство, которое помогло человечеству выжить.
Почему важно делиться чувствами
Паника – одна из ступенек тревоги, которая имеет разную интенсивность, рассказывает психолог. Если представить степень выраженности этого чувства в виде вертикальной шкалы, в самом низу будет состояние спокойствия. Чуть выше – беспокойство, еще выше – тревога, дальше страх, потом паника и на самом верху – ужас.
Важно признать тревогу, свое право на это чувство, но не позволить ей управлять собой, рассказывает психолог.
Уменьшить тревогу поможет простой разговор о своих эмоциях. Обсудить это с другими людьми, получить обратную связь. Иногда достаточно просто поговорить с друзьями, задать им вопрос: "Мне страшно, а вам как? Как вы с этим справляетесь?" Такой диалог поможет направить тревогу в нужное русло.
Почему паника приобретает массовый характер
Тревожиться для людей – это нормально. Именно поэтому чувство паники приобретает массовый характер очень быстро. Если тревожный механизм запущен, остановить его трудно, это как снежный ком.
"Тревога возникает легко, почти все люди к этому склонны. Конечно, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Одни совсем не умеют управлять потоком своих мыслей и эмоций, другие пытаются направить их в более продуктивное русло", – объясняет психолог.
Изоляция опасна
Изоляция для тревоги опасна. Лучший способ профилактики психического здоровья – общение. Люди, которые говорят о своих чувствах, всегда находятся в более здоровой для нервной системы ситуации. Поэтому карантин – не самое полезное мероприятие для уменьшения паники.
"Общайтесь по телефону, переписывайтесь с родственниками и друзьями, не замыкайтесь в себе. Также, находясь в изоляции, важно фильтровать поступающую информацию, следить только за проверенными источниками, а фейковые вбросы сознательно исключать из жизни", – рекомендует Головина.
Поток мыслей
Человек в современном информационном поле может начать представлять себе пугающие картины: пустые полки, голодных детей, умирающих родителей. Конечно, от этого меняется состояние, возникает тревожность и даже паника. Единственный способ это прекратить – во-первых, осознать, о чем думаешь, во-вторых, остановиться и подумать, насколько мысли оправданны и имеют ли отношение к реальности, рекомендует психолог.
"Если мы напугаем кошку, она всегда будет реагировать одинаково. Если мы напугаем человека, его реакция может быть вариативна, – рассказывает психолог. – Мы можем рефлексировать и задавать себе вопросы. Например: "Мне страшно, хочется бежать в магазин скупать гречку. Наверное, потому что я опасаюсь голодных времен". А дальше стоит задать себе вопрос, какова вероятность, что так и будет".
Как мы выжили
Чувство тревожности в свое время людям очень помогло, благодаря ему они выжили в первобытные времена. Тревога – это сигнал для нервной системы, чтобы активизироваться.
В нервной системе есть два отдела: парасимпатический и симпатический, и у них разные функции. Парасимпатика отвечает за накопление ресурсов, симпатика – за активизацию всех систем организма.
Симпатическая нервная система в опасной, как кажется мозгу, ситуации запускает каскад физиологических реакций, которые позволяют организму мобилизовать ресурсы и дать среде адекватный ответ.
Например, меняется распределение кровотока в мышцах, чтобы быстрее бежать или сильнее бить, расширяются зрачки, чтобы лучше видеть, усиливается газообмен – мы начинаем чаще дышать.
Дерись или беги
"В процессе эволюции выживали те особи, у которых симпатическая система работала лучше. Их не съели, и они оставили потомство, которому передали способность симпатической нервной системы быстро активизироваться. Мы – потомки очень высокотревожных существ. А тех, кто спокойно пасся на лугу и не посчитал нужным убегать или драться, съели", – объясняет Головина.
Реальность заменяем выдумкой
Дело не только в эволюции: современные люди очень легко раскачивают симпатическую часть нервной системы и впадают в панику, даже когда нет реальной угрозы. Мозгу больше не нужны настоящие события, чтобы запускать эмоциональную реакцию. Он вполне обходится представлениями или воспоминаниями. То же и со страхом.
"Когда мы представляем, что завтра в магазинах будут пустые полки и нечего будет есть, нам становится страшно. Мы активизировались и действуем уже из этого состояния. Наш ответ происходит не на реальные события, а на воображаемые. К тому же у нас низкий уровень психологической культуры: мы не привыкли говорить о чувствах и искать адекватный способ их выражения", – комментирует специалист.
Кроме того, часто наши чувства трансформируются в физические ощущения. Вместо того чтобы признать, что нам страшно, мы начинаем испытывать какую-то боль – повышение давления, например, объясняет психолог.
Если тщательно не заниматься так называемой "психологической гигиеной", любые состояния возникают очень легко. Мы плохо обучены навыкам направления своих чувств в нужное русло. Эмоции возникают постоянно, и часто за ними следуют необдуманные поступки.
4 главных совета психолога, как избежать паники:
- говорить о своих чувствах, не замыкаться в себе;
- фильтровать информацию;
- общаться с людьми, пусть даже только по телефону;
- следить за своими мыслями, не усиливать состояние тревоги.