Вопрос жизни и смерти. Как будут оказывать паллиативную помощь в Алтайском крае

Общество, 7:32, 12.02.2019
Государственная Дума
Государственная Дума Фото: yandex.ru

Сегодня в регионе несколько тысяч людей, которым необходима паллиативная помощь

Паллиативная помощь требуется тем, чья болезнь не поддается лечению. И главной задачей врачей и государства становится избавление от боли, решение психологических, социальных, очень часто бытовых и духовных проблем.

Как помочь тем, кого нельзя спасти, какие проблемы существуют у неизлечимых больных и их близких и что необходимо изменить, обсудили 11 февраля в Государственной думе России. 

Больная тема

В Алтайском крае несколько тысяч людей, которым такая помощь необходима. В регионе работают три профильных отделения – в Бийске, Рубцовске и Барнауле. Там созданы условия для медицинских вмешательств (разных по сложности), есть современное оборудование и технологии, которые позволяют минимизировать тяжелые синдромы. Например, боль, нарушение дыхательной и других функций организма у неизлечимых больных. Всего в крае создано 60 койко-мест для взрослых и десять для детей.

При этом врачи отмечают, что, несмотря на рост численности заболевших, снижается общая смертность

"К 2020 году, согласно дорожной карте, в Алтайском крае должно быть 180 койко-мест паллиативной медицины – это только для взрослых. Конечно, нужен хоспис, где бы пациенты умирали. Но опять же доказано, что около 80% больных хотят умереть без излишней терапии дома. Но не все родные к этому готовы", – рассказывает главный внештатный специалист по паллиативной помощи Алтайского края, врач-онколог  Михаил Павлишинец.

В настоящее время, говорит врач, делают акцент на оказании помощи на дому. В феврале 2019-го заработают еще четыре выездные бригады: две в Барнауле, в Бийске и Рубцовске и еще одна детская бригада. Но на этом останавливаться нельзя.

Некоторые пациенты находятся в частных хосписах, другие – дома. И, говоря о паллиативной помощи, имеют в виду не дожитие. Речь идет о качестве жизни.

"Пациенты после корригирующего лечения в стационаре, подбора схем обезболивания получают необходимую паллиативную помощь на дому под контролем как участковых врачей-терапевтов (педиатров), так и узких специалистов, в том числе паллиативного профиля. Последовательно реализуются мероприятия по развитию паллиативной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях", – рассказали "ТОЛКу" в региональном Минздраве.

Жизненно важно

Сегодня у пациентов, которым необходима паллиативная помощь, и их родных есть ряд жизненно важных проблем, которые закреплены законодательно.

Например, согласно закону, врачи могут оказывать медицинскую помощь, только если человек подписал согласие. Однако некоторые пациенты физически не способны это сделать. Получается, что их право на отсутствие боли не нарушено, но и помочь им не могут.

Государственная Дума
Государственная Дума
Фото: yandex.ru

В первой редакции законопроекта о паллиативной помощи говорится чуть ли не о ключевом моменте – избавлении от боли. Однако в соответствующей статье речь уже идёт об "облегчении боли доступными методами". Эта формулировка уже вызывает вопросы.

"Говорится: "Обезболивание всеми доступными средствами". Слово "доступными" необходимо убрать. Потому что вот у меня есть препарат, условно, я его сколько влить должен? Сегодня мы возвращаемся к дорожной карте. Один из показателей – обезболивающие препараты. В прошлом году у нас были не очень хорошие показатели. Но по итогам Росздравнадзора за полгода мы уже вышли на первое место. Была проделана огромная работа. Сейчас у нас выборка 97%. Это один из лучших показателей в России", – говорит врач.

Боль, по его словам, довольно субъективное понятие. Ни один прибор, анализ крови не сможет определить уровень и тип болевого синдрома. Все основано на расчетах: критерии оценки боли дает непосредственно врач.

"Я, конечно, утрирую, но ведь из этой фразы, по сути, следует: если из доступных средств есть только анальгин, то обезболивать будут им. Так, конечно, дело не пойдёт. Боль – субъективное понятие, у каждого из нас разный порог болевой чувствительности, и наша задача — полностью избавить человека от боли. Сейчас мы анализируем разные формулировки этой нормы и ищем подходящую", – приводит слова председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрия Морозова "Парламентская газета".

Реанимация – не паллиативная помощь

Также Морозов в интервью "Парламентской газете" акцентировал внимание на фразе "поддержание функций организма".

"Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающий медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и мероприятия по уходу, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на избавление от боли, облегчение других тяжелых проявлений заболевания и поддержание функций организма", – сказано в проекте федерального закона.

По мнению председателя Комитета, это излишне и, более того, противоречит понятию паллиативной помощи. Данное определение подразумевает поддержание качества жизни неизлечимо больного. А реанимация – это лечение, а в некоторых случаях и продление мучений пациентов.

"Настораживает размытость формулировки о поддержании функций организма. Как это трактовать врачам, больным, их родственникам, юристам? Что конкретно подразумевают данные слова? Есть место для различных трактовок, следовательно, есть место для конфликта интересов, в том числе самого больного. Для доработки данного закона необходимо учитывать мнение именно практикующих врачей, а не административных работников. Паллиативная помощь, направленная на поддержание функций организма, в нашем стационаре оказывалась всегда", – прокомментировал "ТОЛКу" врач анестезиолог-реаниматолог городской больницы №5 Александр Гладков.

Что должны изменить

В первом чтении законопроект о паллиативной помощи был принят 16 января. В настоящее время (и до 14 февраля) в Госдуме принимают поправки к документу.

Предполагается, что паллиативные больные смогут получать помощь не только в больнице, но и в условиях дневного стационара, и на дому. Заботиться о пациентах будут и медики, и волонтёры, и соцработники.

Право тяжёлых пациентов на обезболивание закрепят в законе. Проработают момент, когда пациенту должны оказывать паллиативную помощь, даже если он не в состоянии подписать согласие, и проблемы, связанные с оказанием паллиативной помощи по месту фактического пребывания пациента, а не по месту его регистрации.

Телефон Всероссийской горячей линии психологической помощи онкологическим больным и их близким: 8-800-100-01-91. Звонок бесплатный на территории России. По горячей линии круглосуточно:

  • социально-психологическое консультирование,
  • консультация юриста по медицинскому праву,
  • информационная поддержка и маршрутизация по лечебным учреждениям России,
  • возможность поговорить со священником.

За время существования проекта психологи на горячей линии помогли более чем 50 тысячам онкологических пациентов и их близким по всей России, поддерживая их в борьбе за свое здоровье и помогая справляться с тревогами и страхами.

Читать tolknews.ru в

Лента новостей