Психологическая готовность не самый главный показатель готовности ребенка к школе. На первом месте, по мнению эксперта, все же стоит физиологический фактор
Директор Института психологии и педагогики АлтГПУ Ольга Холодкова рассказала "Толку" о том, на что родителям следует обратить внимание при подготовке детей к школе, как замотивировать их на учебу и как распознать врожденные способности.
Как понять, что ребенок готов к школе
Среди важных показателей, которые указывают на готовность ребенка пойти в школу, по словам эксперта, на первом месте стоит его физиологическая готовность.
"Она связана с нормами физического развития детей 6-7 лет и определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и другими. Также при оценке учитываются состояние нервной системы ребенка, зрения, моторики, слуха, общее состояние его здоровья. У некоторых детей даже к этому возрасту нередко еще не закончена физиологическая перестройка, что повышает уязвимость детского организма к чрезмерному физическому и умственному напряжению", – рассказывает Ольга Геннадьевна.
Одним из показателей физиологической готовности к школе является так называемый филиппинский тест. При его выполнении ребенка просят дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Дети 4-5 лет не могут этого сделать, так как их руки еще короткие. Этот тест характеризует биологический возраст ребенка.
По словам эксперта, важную роль также играет и смена молочных зубов, которая говорит о том, что физиологически ребенок уже полностью развит и готов перейти к новому этапу жизни. Важно обращать внимание и на произвольность поведения, чтобы он смог высиживать 40 минут урока спокойно, сохраняя при этом свою работоспособность.
При достаточной физиологической готовности ребенка смотрят на остальные важные компоненты готовности к школе. Это интеллектуальная, мотивационная и эмоционально-волевая готовности.
Ольга Геннадьевна отмечает, что, прежде всего, задача родителей – это мотивационно направить ребенка на школу. Не пугать его, а обозначить школу неким мощным привлекательным стимулом. Для ребенка это очень важно, так как он вступает в период взрослых социальных отношений.
"Ты будешь школьником", "Ты будешь взрослым", "Ты будешь самостоятельным", "Ты будешь развиваться", "Ты сможешь делать какие-то вещи, которые не можешь делать сейчас", – вот какие слова необходимы детям на этапе подготовки. Ему важно показывать все привлекательные ее стороны, из-за которых ребенок хотел бы прийти в школу. А это самое основное", – объясняет эксперт.
Многие родители самостоятельно дома тренируют ребенка навыкам чтения и письма. Но, как отмечает Ольга Холодкова, делать это необязательно. Сейчас дети посещают детские сады или классы предшкольной подготовки, где их обучают всем необходимым для поступления в школу навыкам. Занятия дома проводят в том случае, если ребенок сам стремится к дополнительному обучению.
– Какая должна быть мотивация у ребенка к школе?
– Главная мотивация – познавательная, желание ребенка познавать что-то новое. Но в основном детей привлекают внешние атрибуты обучения, которые связаны со взрослой жизнью – это, например, класс, новые знакомства, школьная форма и время, когда он будет взрослеть.
– Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизни?
– Не стоит заранее говорить ребенку о том, что неприятное его может ожидать в школе. Мы всегда боимся неизвестности. Непознанное рождает у детей страх. И чем больше родители будут рассказывать им о том, как будет в школе, тем больше посеют в них тревогу. Поэтому пусть ребенок погрузится в это сам и постепенно.
– Что делать, если ребенок не испытывает интереса к школе?
– Во-первых, нужно понять, в какой момент это произошло, потому что с самого начала этого быть просто не может. Прежде всего родители должны переговорить с классным руководителем, так как он уже может понимать причину. Если же вы вместе с педагогом не понимаете, в чем дело, то привлекается школьный психолог. Он может походить на занятия и посмотреть профессиональным взглядом на адаптацию ребенка в коллективе, на то, как он воспринимает новый материал. Причин может быть много: от разногласий с одноклассниками до непонимания материала.
– Когда лучше всего отдавать ребенка в какие-либо секции?
– Все зависит от самих секций, но лучше всего приучать ребенка к ним перед школой. Это позволит ему развить произвольные функции, выполнять какие-то действия по указаниям взрослого человека, концентрировать свое внимание, слушать и получать оценку за старания.
Важно не перегружать ребенка количеством дополнительных занятий и не отдавать его на все секции подряд. Но тут есть два момента. С одной стороны, нужно обратить внимание на те способности, к которым есть предрасположенность, а с другой – и на те, которые у ребенка в дефиците. Необходимо гармонично развивать и те и другие. Но начинать это стоит только после того, как ребенок войдет в школьную колею, адаптируется и приобретет все учебные навыки.
– На что родителям нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
– Первоначально нужно посмотреть, как развивается ваш ребенок, и понять его отношение к школе. Начать говорить с ним об этом и замечать в образовательном процессе привлекательные моменты именно для него.
У каждого ребенка есть определенные способности, которые родителям важно вовремя заметить и направить фокус внимания именно на них. Необходимо выбрать его любимый вид деятельности и через него пытаться интеллектуально развивать. Совместные занятия ребенка с родителями развивают детей гораздо больше, так как психическое и умственное развитие строится, прежде всего, на мощной духовной связи.
Если вдруг родители заметили, что у ребенка нет никакого желания идти в школу, то можно сходить вместе с ним туда на экскурсию или отдать его на предшкольную подготовку. Также можно начать посещать какую-либо секцию, которая ему самому интересна. Она позволит быстро адаптироваться в новых условиях.
Также важно разговаривать со своим ребенком о том, как хорошо в школе и что за ней потом последует получение профессии, работа, семья, путешествия и так далее. Выстраивать жизненную перспективу ребенку нужно обязательно, причем на длительное время.