Наркотики и алкоголь превратили жизнь жителя Барнаула в настоящий ад, а теперь, спустя более чем четверть века, он учится жить заново
Стать зависимым можно за одно применение, а вот чтобы бросить эти привычки, нужно приложить немало сил, которых, как правило, оказывается недостаточно. "Толк" поговорил с барнаульским наркозависимым, который 25 лет уничтожал жизнь различными веществами и алкоголем, и узнал, что заставило его отказаться от пагубных пристрастий.
"Я стал одержим"
Владимир (имя изменено. – Прим. ред.) находится под влиянием зависимости с 17 лет. За это время мужчина успел пережить множество невзгод, потерял семью, квартиру, машину и разрушил отношения с родственниками.
Впервые он попробовал наркотики в 1990-х годах.
"Я нарко– и алкозависимый человек. Наркотики попробовал в лихие девяностые, и после этого у меня начала развиваться зависимость. Тогда они были повсюду, и достать их не было какой-то проблемой. Мы с моими сверстниками даже гордились этим, потому что были не такие, как все", – сказал Владимир.
Мужчина рассказал, что героиновая зависимость возникла моментально. Поначалу он пытался бросить, сбивал дозу, ложился в больницу, где ему делали детокс. Периодически на протяжении двух недель его организм очищали от токсинов, а после курса возвращался в социум, и все начиналось сначала.
"Наркотики и алкоголь изменили мою жизнь полностью. В ней появились тюрьмы, лагеря, проблемы со здоровьем", – сказал он.
Употребление героина Владимир бросил тогда, когда он вышел из оборота. Но постепенно наркозависимость он сменил на алкоголь.
При этом мужчине удалось в какое-то время устроиться на работу, жить нормальной жизнью и думать, что будет выпивать только по выходным и праздникам, как многие другие. Но "как у всех" не получилось. Позже в специальных учреждениях врачи объяснили, что психоэмоциональная зависимость начала развиваться от употребления наркотиков. Когда мужчина пришел к алкоголю, она уже прогрессировала. И так 15 лет.
"Буквально за два-три года я превратился в алкаша. Человека, который употреблял не только алкоголь, но уже и антисептики, и медицинский спирт, ничем не брезгуя. Я стал одержим. У меня была семья, жена, квартира, машина, но я все перечеркнул за несколько лет", – признался Владимир.
"Не мог принять себя трезвым"
Жена ушла, машину пропил, квартиру разрушил и только потом осознал истинную проблему. Родители предложили Владимиру выход – пройти реабилитацию в коммерческом центре. Лечение было дорогим, но мужчина даже не знает точную сумму, которую потратили на это его родственники.
"Там я пробыл полтора года, но у меня не было никакого желания выздоравливать так, как им было нужно. Просто сказали, что ты будешь здесь, пока не поборешь зависимость. А как? Пока сам не перестану хотеть пить или пока им деньги не закончат платить?" – говорит мужчина.
Сейчас он осознает, что этот центр все же смог немного перевернуть мышление. Хоть у мужчины и было сильное отрицание и много энергии уходило на протесты, но дисциплина помогла начать разбираться в себе.
Спустя три месяца после выхода из реабилитационного центра Владимир сорвался вновь.
"Ремиссия эта была вынужденной, а не по моему желанию. Как говорят в наших кругах – ремиссия на зубах. Все это время у меня было раздражение на трезвую жизнь, неудовлетворенность ею, я просто не мог принять себя трезвым. Естественно, такое воздержание не может долго продолжаться", – объяснил мужчина.
Он вышел и снова начал пить, но, по его словам, ему понадобилось очень мало времени, чтобы достичь своего дна.
"Я не мог принимать себя таким, какой я стал. Не мог и пить, и не пить. Я не знал, что делать, не хотел просыпаться и начинать новый день. Я стал одиноким, а мое мышление – очень больным. Самое главное – пострадала духовность, которая раньше была во мне, ведь алкоголики нечестные и эгоистичные люди", – признался он.
На фоне продолжительного употребления мужчина стал ВИЧ-положительным и заболел туберкулезом.
"Врачи сказали, что у меня "костюм троечка": ВИЧ, прогрессирующий туберкулез и зависимость, поэтому жить осталось немного. В этот момент что-то во мне щелкнуло, я не хотел умирать, ведь еще очень молодой. Встал на колени, попросил у Бога помощи. И он услышал меня.
"Учусь заново жить"
Сейчас мужчине 43 года, и он уже 10 месяцев находится в краевом наркодиспансере.
"Я не мог ни спать, ни есть, была сильная депрессия, поэтому обратился за помощью в наркодиспансер. Заведующая сразу сказала мне, пока я сам не захочу прекратить употреблять, мне не поможет ни Бог, ни больница", – сказал Владимир.
Мужчина уверяет, что за это время он действительно очень поменялся. И если бы кто-то увидел его фотографию тогда, то не смог бы узнать человека на ней.
Сейчас Владимир хочет наладить свою жизнь и жить как все нормальные люди. Но для этого он должен хотя бы восстановить отношения со своими родственниками.
"Каждое утро я просыпаюсь и говорю себе, что надо сделать пользу. Мы, алкоголики и наркоманы, всегда были бесполезными людьми, и поэтому к нам было такое же отношение. То, что я могу кому-то помочь, вдохновляет меня. Обычное "спасибо" от других людей очень сильно поднимает настроение", – поделился Владимир.
Польза, которую в данный момент он приносит другим, – это работа в столовой наркодиспансера подсобным рабочим. Так у мужчины проходит социальная адаптация, и за это он даже получает минимальную зарплату.
"Здесь мы учимся жить заново, общаться с другими людьми. До этого я не умел трезво жить, даже не знал, как подойти к девушке познакомиться. Мне было стыдно, неудобно и страшно. Когда я выпивал, то чувствовал себя каким-то супергероем, настоящим Бэтменом", – сказал мужчина.
Владимир, попав в медучреждение, стал развиваться, читать много книг, особенно художественную литературу, и заниматься спортом. В последнем он даже нашел замену своим пагубным привычкам. Если раньше гормоны счастья мужчина получал от алкоголя, то теперь получает их от нормальной жизни.
В стенах диспансера есть три главных правила – нет изменению сознания, нет насилию и нет отношениям. Здесь все должно быть направлено на выздоровление. Если начинаются какие-либо отношения между пациентами, то у них обычно случается срыв. Потенциальная пара может познакомиться тут, но начать что-то строить – уже за стенами учреждения.
Сейчас вся энергия Владимира направлена на лечение, но он искренне мечтает создать семью и заботиться о ней уже после полного выздоровления.
Помимо реабилитации в наркодиспансере, мужчина состоит в сообществе анонимных алкоголиков. Собрания проходят в городе, куда он имеет право самостоятельно выезжать.
"Там такие же ребята, как и я, которые, делясь своими проблемами, выздоравливают. Самое главное – то, что мы друг друга понимаем, так как пережили одно и то же. Это вдохновляет", – поделился мужчина.
Владимир осознает, что если перестанет продолжать в том же духе, то болезнь рано или поздно найдет его снова. Мужчина уверен, она неизлечима, но можно войти в ремиссию на всю жизнь, если выполнять рекомендации.