Цена знаний. Как обезопасить школы на Алтае и не превратить их в бастионы

Решетка
Решетка Фото: pixabay.com

К безопасности детей в школах нужно походить комплексно, уверены эксперты. Для этого мало только заградительных мер, пора еще навести порядок в сфере психиатрии, оборота оружия и многого другого

В Барнауле вновь задумались об усилении безопасности детей в образовательных учреждениях. Это произошло после трагедии в Ижевске. В школах снова ужесточили пропускной режим. Но, как показывает печальный опыт случившегося в Удмуртии и Казани, стрелки научились преодолевать пункты охраны и турникеты. Да и бдительность охраны иногда хромает. Как уберечь детей, не возводя крепостные стены, "Толку" рассказали эксперты в области образования.

Учиться и еще раз учиться

В частности, прозвучало предложение наряду с пожарными учениями регулярно проводить еще и антитеррористические с упором на возможный "ижевский" (или близкий к нему) сценарий развития событий.

Стрельба в Ижевске: главное о страшной трагедии в российской школе

В Удмуртии объявили трехдневный траур по жертвам стрельбы в Ижевске, в которой погибли 17 человек и больше двадцати пострадали

По мнению директора барнаульской школы №132 Инны Борисенко, это поможет избежать паники среди детей и убережет их от необдуманных действий в такой психологически сложной ситуации, как нападение стрелка.

"После случившегося мы получили поручение, условно смоделировав ситуацию, понять, как в ней будут действовать дети. Я задала вопрос пятиклассникам: "Что бы вы сделали, услышав громкие крики, шум и стрельбу?" То, что было сказано в ответ, повергло меня в шок. Часть ребят отметили, что, будучи на первых этажах, воспользовались бы окнами для побега. Один ребенок признался, что побежит на самый верх здания, чтобы спрятаться на чердаке, другой бы отправился в актовый зал. И ни один из детей даже не вспомнил про учителя", – рассказал эксперт.

Борисенко подчеркнула: пока у детей нет четкого понимания, что делать в подобной ситуации. Они не знают, что выбегать из класса навстречу неизвестности и опасности нельзя, – нужно оставаться внутри кабинета с учителем. Педагог, в свою очередь, должен сделать все, чтобы не допустить проникновение предполагаемого нападающего.

"Думаю, что сейчас наша основная задача – проговорить с учителями и школьниками алгоритм действий и основные моменты, с этим связанные. При этом нас готовы поддержать родители учащихся. Они не остались в стороне и выразили желание вместе с нами продумать, как в условиях нашей конкретной школы сделать пребывание детей максимально безопасным", – заметила педагог.

Слабые места

Сегодня школы Барнаула, как и образовательные учреждения всей России, оборудованы всем необходимым для обеспечения безопасности учеников. Как отмечают в городском комитете по образованию, все школы краевой столицы оснащены кнопками тревожной сигнализации, рамками металлодетекторов, видеонаблюдением и находятся под охраной сотрудников частных охранных предприятий.

Школы Алтайского края усилят безопасность после трагедии в Ижевске

Об усилении пропускного режима говорят работники барнаульских школ. А в соседнем Алтае о необходимости постоянно держать в приоритете безопасность заявил глава региона

Однако школы не крепости, подготовленные к вооруженному нападению. В первую очередь это образовательные учреждения. Но что делать, когда речь идет о безопасности самых беззащитных граждан – детей?

Нужно не зацикливаться только на заградительных мерах и начать решать проблему комплексно, считает Инна Борисенко.

Например, "охранные мероприятия" не всегда могут полностью уберечь образовательные учреждения от психически нездоровых людей, ведь такой человек может представлять угрозу за пределами школы, где даже охраны нет.

"Например, можно отследить по камерам и как-то закрыть доступ к имуществу школы, когда на ее территорию приходят вандалы. Но от вооруженных людей школа пока сама защититься не может, а выставлять по периметру вооруженных людей тоже не выход", – констатировала педагог.

Школа
Школа
Фото: Виталий Барабаш

Председатель комитета по образованию и науке в АКЗС Александр Молотов также вынужден был признать, что школы не застрахованы от "ижевского" сценария.

"К каждому психически нездоровому человеку охрану не приставишь. Но есть ряд мер, которые нужно принимать. В первую очередь следует еще больше усилить безопасность образовательных учреждений, их антитеррористическую защищенность", – отметил Александр Молотов.

Он пояснил: в Алтайском крае в этом направлении делается очень много. Но не все муниципалитеты могут себе позволить квалифицированную, специально обученную охрану в школах. Поэтому в крупных образовательных учреждениях работают преимущественно чоповцы, а в маленьких (малокомплектных) – обычные сторожа.

"И это несмотря на то, что край постоянно выделяет средства на антитеррористические меры. Так, в этом году было потрачено порядка 210 млн рублей на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений. На них были установлены тревожные кнопки, турникеты-блокираторы, камеры видеонаблюдения, отремонтированы или поставлены ограждения и т.д.", – рассказал "Толку" депутат.

При всех недостатках система безопасности в школах работает. По крайней мере, в техническом плане для этого все сделано.

"Система безопасности образовательных учреждений выстроена. В каждом из них есть паспорт безопасности, где прописаны основные моменты, которые должен выполнять каждый руководитель. Вместе с тем мы понимаем, что есть человеческий фактор. Поэтому на проведенном накануне Совете директоров было определено провести самопроверку, еще раз проинструктировать всех ответственных лиц", – отметил председатель комитета по образованию Барнаула Андрей Муль.

Он добавил, что профильный комитет и силовые ведомства в ближайшее время проверят "боеготовность" образовательных учреждений.

Жесткие меры

Далее Молотов предлагает ужесточить требования к продаже гладкоствольного и так называемого нелетального оружия.

Нелюдимый и увлекался стрелялками. Что известно о напавшем на школу в Ижевске

По словам силовиков, стрелок мог совершить еще больше убийств, при себе у него нашли два пистолета и более двухсот неизрасходованных патронов. На обоймах красной краской он написал слово "ненависть"

"Обратите внимание, "шутеры" преимущественно нападают либо с охотничьими оружьями, либо с травматическим, переделанным для стрельбы боевыми патронами", – заметил собеседник.

Многие эксперты сходятся во мнении, что школам нужно наконец прицельно заняться психологическим комфортом учащихся и наладить в этой области комплексную работу. В частности, по предотвращению буллинга.

"Известны случаи, когда стрелки приходят в учебные заведения, где испытали психологическое насилие. У таких историй нет срока давности. Многие приносят такое из детства во взрослую жизнь. С этим нужно бороться. И не так, как многие привыкли – путем замалчивания и заминания случаев. Нужно начать вникать в каждый из них, чтобы оказать психологическую помощь всем участникам конфликта", – подчеркнул Молотов.

Еще одна сторона вопроса безопасности детей в школах лежит в плоскости работы специалистов такой области клинической медицины, как психиатрия. Обследования и госпитализация носят преимущественно добровольный характер. А за психически нездоровыми людьми нет серьезного контроля.

"Как бы это ни звучало, но мне кажется, что нужно уже начать проведение каких-то мероприятий в отношении настолько психически нестабильных людей. Трагедия может повториться где угодно: в поликлинике, магазине. И тому есть страшные примеры не только в нашей стране, но и в мире. Невозможно везде поставить охрану", – заключила Инна Борисенко.

Согласно информации в СМИ, 34-летний подозреваемый в массовом убийстве в ижевской школе состоял на психиатрическом учете.

Клубок проблем

Проблема безопасности школьников "высветила" целый ворох вопросов, лежащих далеко за пределами сферы образования. Эксперты уверены, что здесь может помочь только комплексное "лечение" в области оборота оружия, психологической помощи и финансовой политики.

Школа. Класс. Ученики. Урок
Школа. Класс. Ученики. Урок
Фото: Pexels

"К сожалению, мы не застрахованы от таких ситуаций, особенно сейчас. В силу сложных политической и экономической ситуаций уровень психологической тревожности высок. И нельзя исключать вероятности, что она может проявляться в том числе в таких формах. И здесь не обойтись без системной государственной политики", – резюмировал Молотов.

А пока в большинство барнаульских школ перестали пускать даже родителей. Главное, чтобы спустя время все не вернулось на круги своя, – считает один из барнаульских фотографов.

На условиях анонимности он рассказал "Толку", что уже давно беспрепятственно заходит в учебные заведения. За все время работы его попросили показать паспорт всего один раз. При этом сам документ предъявлять не пришлось – охранника на вахте убедила фотография в смартфоне.

"Мои сумки ни разу не осматривали. Притом что я часто прихожу со стойками, чехлы для которых похожи на те, в которых носят ружья", – поделился собеседник.

В школах Барнаула проверят безопасность, на которую ушло 65 млн рублей

На охрану, видеонаблюдение и другие меры безопасности в школах потратили за год почти 65 млн рублей. Теперь глава города поручил проверить, как это все работает

Лента новостей