В Алтайском крае хотят вернуть общественно полезный труд на пришкольных огородах, чтобы дети могли питаться продуктами, выращенными своими руками
Общественно полезный труд, исключенный из школьной программы, может вернуться, если общественность и образовательные учреждения найдут взаимопонимание. Во всяком случае, такая дискуссия ведется среди экспертов и журналистов.
Этой теме был посвящен круглый стол, прошедший в Троицком районе. В обсуждении приняли участие представители Министерства образования Алтайского края и муниципальных органов власти, педагоги и депутат Государственной Думы Александр Прокопьев.
"На своем пришкольном участке мы выращиваем морковь, свеклу, помидоры, перец, капусту, фасоль. Всего у нас примерно 12 соток", – говорит завхоз МБОУ "Пролетарская СОШ" Татьяна Саблина.
Производители сельхозпродукции – все без исключения 155 учеников учреждения. Младшеклассники шелушат фасоль и выполняют другую несложную работу, дети постарше – и копают, и сажают, и собирают урожай.
В школе делают напитки из собственных ягод, салаты – из натуральных овощей. Каждый день из качественных продуктов в школьном меню разные блюда. Их на вкус оценили и участники круглого стола, посвященного возрождению трудового воспитания учащихся. Вкусно, полезно и при этом недорого.
"В среднем день обходится 38-40 рублей, с учетом того, что ежедневно мясное блюдо и плюс нарезки овощные или салаты", – отмечает директор Пролетарской школы Троицкого района Светлана Тайлакова.
Таким образом, школьные приусадебные участки являются не только площадкой для трудового воспитания, но и важным социальным проектом, который позволяет улучшить качество школьного питания и снизить финансовую нагрузку на семейный бюджет.
"Все новое – хорошо забытое старое, поэтому необходимо развивать и питаться качественно и со своего огорода", – добавляет председатель комитета по образованию и молодежной политики Павловского района Светлана Ворсина.
Размеры школьных участков разные – от двух до 25 соток. Своей техники, как правило, у школ нет, поэтому где-то используют наемную технику, что-то ребята делают сами с письменного согласия родителей.
"Несмотря на отсутствие каких-то нормативных документов – сегодня бы нам с вами об этом сказала прокуратура. И я думаю, что вы сами изучали этот вопрос, и знаете, что жестких документов нет, все на основе добровольчества", – говорит министр образования Алтайского края Светлана Говорухина.
Так, например, в Кытмановском районе – 14 школ, и во всех выращивают овощи. В Тогульском районе урожая хватает не только для школ, но и для четырех детских садов. В Троицком районе, где проходил круглый стол, из 20 школ только в 12 используют приусадебные участки. А в Зональном – всю овощную продукцию закупают в магазине, ссылаясь на то, что родители школьников выступают против работы детей на участке.
Должен ли общественно полезный труд стать обязательным? Что нужно предпринять, чтобы сделать отношение к труду более позитивным и ответственным? Эти и другие вопросы тоже обсуждались в ходе круглого стола.
Очевидно, нужна новая программа, которая не просто приучает к труду, а формирует экономическое мышление, основанное на практическом опыте: учит прогнозировать и объективно рассматривать риски, оценивать и рационально распределять ресурсы, осваивать разные приемы агротехники.
"В целом тот опыт, который был представлен сегодня школами сельских районов, является уникальным. И мы хотим использовать это на площадке Государственной Думы как экспертное мнение для внесения тех или иных поправок в действующее законодательство Российской Федерации. Мы договорились со Светланой Павловной, что Министерство образования Алтайского края обобщит информацию, которую сегодня высказали представители школ, подытожит ее и выработает общие подходы для того, чтобы минимизировать бюрократию в этих процессах", – сказал депутат Государственной Думы РФ Александр Прокопьев.
Новая программа, сошлись во мнении участники встречи, должна соответствовать времени и современным вызовам: воспитывать сознательную личность, ответственную и самостоятельную, способную реагировать на любую социальную ситуацию.