Десятки ассенизаторских машин каждый день приезжают на этот участок в Индустриальном районе, чтобы слить кубометры жидких бытовых отходов
Барнаульские ассенизаторы сливают тонны нечистот в поля неподалеку от Власихинского кладбища. Данный участок федеральной земли давно передан аграрному университету под нужды студенческого городка и формально только вузу разрешено использовать природный ресурс. Территория не рассчитана на большой объем ЖБО. Из-за их переизбытка страдает частный сектор рядом – к нему несет волны зловония, а летом еще и тучи комаров. Чтобы разобраться в "грязном" вопросе, "Толк" отправился на "охоту" за ассенизаторами.
"Охота" на золотарей
Въезд к фильтрационным полям у поселка Пригородного в Индустриальном районе. Корреспонденты "Толка" вместе с начальником отдела безопасности АГАУ Валерием Коптеевым замерли в ожидании – не спугнет ли автомобиль издания очередного ассенизатора.
Не спугнул. Грязная машина с цистерной и заляпанными снегом номерами медленно проезжает мимо нас в сторону места несанкционированного слива нечистот. Выжидаем несколько минут и едем следом.
Ассенизатор уже пристроился к месту сброса и открыл вентиль. Увидев нас, частник тут же сворачивает "лавочку" и отъезжает от берега зловонного озера отходов человеческой жизнедеятельности. В отличие от многих других, владелец ассенизаторской машины не уезжает.
За рулем некий Дмитрий. Мужчина весьма охотно идет на контакт с корреспондентами "Толка". Он заявляет, что фильтрационные поля используются золотарями-частниками на протяжении не менее десяти лет, поэтому сам мужчина не считает сливы чем-то незаконным.
"Сюда всю жизнь сливали [ЖБО], вся Власиха сливала. Ассенизаторские машины всю жизнь сливали здесь. Никому ничего из этого не вредило, кроме них. Они просто взъелись на нас", – заявил Дмитрий, указывая на представителя аграрного университета.
Федеральный хозяин земли
Но при чем здесь АГАУ? Как пояснил "Толку" ректор аграрного вуза Николай Колпаков, около 40 лет назад территорию в Индустриальном районе (неподалеку от Власихинского кладбища) передали университету для нужд студенческого городка.
"Федеральные земли принадлежат Министерству сельского хозяйства России. Аграрному университету они были переданы в пользование в соответствии с проектом водостока", – рассказал Николай Колпаков.
Ректор АГАУ пояснил, что фильтрационные поля до сих пор действуют и используются вузом по назначению. Для этого под землей была проведена труба от студгородка до самих полей.
"В соответствии с разрешенным видом пользования, мы и используем эти поля фильтрации. Но они рассчитаны на ограниченный сток. В нашем случае при соблюдении соответствующей технологии они никому вреда не приносят. Но при несанкционированных сливах возникают дополнительные объемы, как следствие – поля используются неправильно, из-за чего возникает запах и не только. Это вызывает недовольство и претензии местных жителей, с которыми они потом идут к нам, в природоохранную прокуратуру и т.д. В том числе и поэтому мы воюем с этими нелегалами", – подчеркнул руководитель вуза.
Нюансы теневой ассенизации
Тем временем ассенизатор Дмитрий продолжал настаивать на том, что имеет право на сливы нечистот на территории, переданной в пользование университету. И его не смущает, что никакой разрешительной документации на данные действия он предоставить не может.
"Я 12 лет живу в этом районе и видел, что все это время сливали именно сюда, на поля фильтрации. Ничего незаконного в сливах сейчас я не вижу", – пояснил он.
Несмотря на уверенность в своей правоте, многие "черные ассенизаторы" скрывают номера слоем грязи или снега либо прикрывают табличками. При этом лица большинства, как правило, скрывают медицинские маски. Это хорошо видно и на видео, которое "Толку" предоставил Валерий Коптеев.
Эксперты заметили еще одну тенденцию. Часть таких предпринимателей таковыми себя не считают. Например, Дмитрий уверяет нас, что сливает "только для себя".
"Я дома откачал и привез сюда слиться. Я – собственник, частник. Официально у меня нет "конторы". Я только дома качаю, больше нигде. Вчера тоже привез из дома, потому что у меня и сестра здесь живет, и мать", – завил собеседник.
Поле раздора
Все происходящее Дмитрий снимает на камеру смартфона, хотя сам он такого подхода не приемлет. По словам начальника отдела безопасности АГАУ Валерия Коптеева, на днях между ним и ассенизатором возник конфликт, который едва не закончился потасовкой.
"Мне по-настоящему угрожали и едва не разбили смартфон", – сообщил он.
Телефон просто попросили убрать, парировал ассенизатор Дмитрий. Он заявил, что представитель аграрного вуза якобы "заблокировал" его машину и без разрешения снимал происходящее на камеру смартфона. По мнению мужчины, оппонент "не имел никакого права" этого делать.
В ситуацию вмешался замдиректора компании "Экопорт" Александр Серебряков. В этот момент он проезжал мимо, чтобы проинспектировать излюбленное ассенизаторами место для несанкционированного слива нечистот. В итоге все закончилось без последствий. Обе стороны написали заявления в полицию.
Ненадуманная опасность
Неприятный запах от ЖБО не единственная проблема фильтрационных полей, уверен Валерий Коптеев. По его словам, вместе с отходами жизнедеятельности ассенизаторы везут сюда возбудителей болезней, которые могут разносить насекомые.
После сливов здесь образуются глубокие лужи, поэтому весной и летом место становится эпицентром распространения комаров, а они могут быть разносчиками болезней.
"Кроме химического загрязнения, нечистоты могут быть источником болезнетворных "начал", в том числе вирусов, приводящих к смертельным исходам. Вирусы не "чистятся" никакими системами. Если они попали в окружающую среду, то рано или поздно окажутся в воде, которую могут впоследствии использовать люди", – пояснил "Толку" заведующий лабораторией водной экологии ИВЭП СО РАН Владимир Кириллов.
Понимая потенциальную опасность "черных ассенизаторов", аграрный университет делает все возможное, чтобы пресечь их деятельность на вверенной ему территории.
"Со своей стороны мы неоднократно принимали меры по блокировке. В частности, в праздничные дни, когда наплыв ассенизаторов особенно большой, нанимаем для охраны сотрудников частных охранных предприятий. Но они не всегда соглашаются на эту работу, так как встреча с некоторыми одиозными личностями может быть опасна для здоровья", – заметил Коптеев.
Нарушение и наказание
На сегодняшний день в Барнауле действуют три официальных места для слива ЖБО. Одно из них принадлежит городскому водоканалу, два других – компании "Экопорт".
Барнаулу этого мало, считают эксперты. Они уверены, что увеличение количества санкционированных сливов для нечистот может улучшить ситуацию в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами.
"Мы планируем построить еще одну точку в Ленинском районе. Но этого будет недостаточно. Барнаулу нужны еще три. Например, в нижней части Центрального района (вверху она уже есть), в Железнодорожном районе . Это нужно для того, чтобы ассенизаторам было удобно работать. Чем больше будет официальных точек, тем меньше станет плечо доставки ЖБО. Так мы снизим время и затраты на горючее, что может вывести из тени часть предпринимателей", – рассказал "Толку" замдиректора компании "Экопорт" Александр Серебряков.
В противном случае нарушителей начнут штрафовать по новым "тарифам". Спикер напомнил, что в этом году вступили в силу изменения законодательства, ужесточающие наказание за загрязнение окружающей среды. Речь идет о статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях ("Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами").
Согласно букве закона, при неправильной утилизации отходов, ассенизаторы-ипэшники должны будут заплатить от 30 до 50 тыс. рублей, а юридические лица – от 100 до 250 тыс. рублей.
"Главное, чтобы мимо вопиющих случаев несанкционированных сливов не проходили простые люди. Каждый из нас может обратиться с заявлением в Росприроднадзор, краевое минприроды или просто в полицию. Для этого нужно сделать фото и заснять видео, отметить геоточку и приложить все это к заявлению на сайте того или иного ведомства", – отметил Серебряков.
"Толк" уже писал, как правильно оформить такое обращение. Подробная инструкция размещена здесь.
Почем отходы
Мы же решили, что данная публикация сама по себе может выступать в качестве сигнала. Сфотографировав Дмитрия и его машину, корреспонденты "Толка" распрощались с новым знакомым.
В завершение отметим, что затраты на слив ЖБО в разрешенном месте составляют не более 30% от заработка ассенизатора. Так, Сергей, сливающий нечистоты только в официальном месте, рассказал: на утилизацию в день он тратит чуть больше 1000 рублей.
В среднем выходит по 150 рублей за небольшую цистерну, подтверждает замдиректора компании "Экопорт" Александр Серебряков. Слить один кубометр ЖБО стоит 50 рублей. За эти деньги предприниматель не только принимает, но еще и перерабатывает жидкие бытовые отходы, ведь перед тем, как жидкость попадет канализационный комплекс, она проходят многоступенчатый процесс очистки.