Пчеловоды из Усть-Калманского района массовую гибель пчел связывают с химической обработкой местных полей, однако суды двух инстанций причинно-следственную связь между этими событиями не установили
Пчеловоды Усть-Калманского района продолжают судиться с местными фермерами из-за химической обработки полей и последовавшей после этого массовой гибели пчел. Суды первых двух инстанций встали на сторону растениеводов. Теперь это дело рассмотрит Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерове.
"Погибли все пчелы"
Подробнее о сложившейся ситуации рассказал "Толку" один из пострадавших пчеловодов из села Новокалманка Виктор Проскурнов.
По его словам, химическая обработка полей в окрестностях села проводилась летом 2022 года. Тогда свои посевы от вредителей обрабатывали местное хозяйство "Танит" и крестьянско-фермерское хозяйство Новицкой.
"Первую потраву провели еще в конце июня. Тогда местные пчеловоды созвали комиссию, отправили анализы в лабораторию, посчитали убытки. Через неделю снова потрава. Уже с другой стороны села травили самолетом, уничтожили последнее, что оставалось живое. В селе было 11 пасек, полностью уничтожили. Погибли все пчелы", – заявил Проскурнов.
Собеседник акцентировал внимание на том, что в их селе нет беспризорных пчеловодов и все пасеки оформлены документально.
Проскурнов добавил, что сразу после инцидента они встретились с директором хозяйства "Танит" Анатолием Васильевым. Со слов пчеловода, фермер обещал возместить ущерб, но в случае если будет доказано, что пчелы погибли от действий его хозяйства:
"В итоге нам ничего не возместили, и мы обратились в суд. Уже при проведении повторной комиссии никакого самолета не стало, он пропал из дел".
Опять же со слов Проскурнова, помимо пчел после обработки полей пострадали и некоторые местные жители, а одну женщину и вовсе пришлось госпитализировать.
Усть-Калманский районный суд в июле 2023 года не обнаружил причинно-следственную связь между обработкой полей и гибелью пчел и отказал в удовлетворении требований пчеловодов о взыскании убытков и судебных расходов.
Алтайский краевой суд данное решение оставил без изменений.
Вопреки сложившейся практике
Юрист Алексей Сычев рассказал "Толку", что только в 2023 году он вел пять аналогичных дел, связанных с гибелью пчел после химической обработки полей. И во всех случаях, кроме ситуации в Усть-Калманском районе, иски пчеловодов были удовлетворены.
Собеседник подчеркнул, что яды, используемые при обработке полей, являются источником повышенной опасности и от них могли погибнуть не только пчелы, но и другие полезные насекомые.
"Если дело перейдет в руки честного и справедливого судьи, то он увидит основания для отмены предыдущих решений. Мы надеемся на это",– сказал Сычев о перспективах рассмотрения дела в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции в Кемерове.
Собеседник добавил, что, если и этот суд оставит решение предыдущих инстанций без изменений, пчеловоды обратятся в Верховный суд России.
Ответный иск
Директор предприятия "Танит" Анатолий Васильев заявил "Толку", что пчеловоды из Новокалманки сами не соблюдали элементарные требования закона, регламентирующего их деятельность:
"У нас в селе 1,5 тысячи пчел. Пчеловодам необходимо вывозить пасеку. Когда проходит обработка полей, они должны пчел закрывать. Они ленивые, ничего этого не делают. Первая потрава вообще не у нас была".
Факт обработки полей с помощью самолета собеседник опроверг. Также Васильев заявил, что сейчас его хозяйство намерено взыскать с пчеловодов более 500 тысяч рублей, которые "Танит" потратил на услуги юристов в судах:
"Они на нас подали иск на 12 с лишним миллионов и ходили похахатывали, теперь мы намерены взыскать с них судебные расходы".
В свою очередь, Алексей Сычев заметил, что исковые требования "Танита" к пчеловодам завышены в несколько раз, а решение суда по ним будет приниматься только после того, как окончательно завершится судебное разбирательство по первоначальному иску самих пчеловодов.