Почти 200 человек приняли участие в профильном семинаре на базе АГАУ. Как оказалось, большинство алтайских пчеловодов волнуют преимущественно одни и те же вопросы
Пчеловодство для Алтайского края, традиционно считающегося аграрным регионом, является одной из привычных и хорошо знакомых сфер сельского хозяйства, а его главный продукт – мед – и вовсе признан региональным брендом, сравнимым с тульским пряником или татарским чак-чаком. Впрочем, даже у такой "сладкой" отрасли есть собственные проблемы, которые требуют решения.
Научно-практический семинар "Современное состояние и тенденции развития пчеловодства Алтайского края", где представители краевых властей, сами пчеловоды и эксперты от научного сообщества смогли обсудить, что же сейчас происходит в пчеловодстве региона и куда оно идет, состоялся в Алтайском государственном аграрном университете 6 апреля.
И в тесноте, и в обиде
Открывал семинар зампред краевого правительства Анатолий Лукьянов. В своем приветственном слове он отметил: одной из главных бед пчеловодства в последние годы является отравление насекомых пестицидами и ядохимикатами. С чем, похоже, согласилась большая часть участников семинара, возвращавшихся к этому вопросу по ходу мероприятия раз за разом.
"В 2022 году документально подтверждено, что на территории края полностью погибло 225 пчелосемей, а пострадало более трех тысяч пчелосемей. Ситуация осложняется тем, что в осенне-зимние периоды пчеловодами фиксируется гибель еще большего количества семей, которые ослабли в процессе контакта с пестицидами", – подчеркнул Лукьянов.
Правительство края, по словам Лукьянова, сейчас борется с проблемой пчелиной смертности.
Далее уже депутат АКЗС, зампред аграрного комитета Вячеслав Лаптев рассказывал о предложениях по изменению федерального законодательства, призванных защитить пчел. Так, пчеловоды должны будут сообщать соседям-растениеводам о расположении пасек, причем в письменном виде. Растениевод, в свою очередь, должен будет сообщать соседу о планируемой обработке растений "химией". Что в теории должно помочь избежать случайного контакта пчел с пестицидами.
Впрочем, новые и еще не принятые поправки не вызвали большого энтузиазма у аудитории. В ходе дискуссии было указано на важный момент: территорий для того, чтобы переносить стационарные пасеки на безопасное расстояние от обрабатываемых полей, в районах края просто не хватает.
Недоброе соседство
В дальнейшем пчеловоды продолжили активно сетовать на проблемы, связанные с взаимоотношениями с растениеводами. Почти все они относились к вопросу обработки пестицидами, а также к привлечению представителей другой отрасли к ответственности.
При этом между собой пчеловоды тоже нередко конфликтуют: один из присутствующих посетовал на земельные споры с коллегами. Помимо того, было указано на еще один важный момент, связанный с тем, что некоторые растительные культуры для пчел представляют большую опасность.
"Оповещения просто снимают ответственность с агрария. Потравы происходят в основном на культуре рапса при обработке от капустной моли. Вспышка моли происходит раз в три года, нынче ее, возможно, не будет", – подчеркнул пчеловод.
Однако при правильном порядке работы с рапсом (без обработки культуры непосредственно во время цветения) и применении безопасного пестицида (к чему, по словам пчеловода, аграрии не особенно стремятся) ущерб можно свести к минимуму. А вот пестициды первого-второго классов опасности было предложено запретить. С этим в дальнейшем неоднократно соглашались и другие представители отрасли, озвучивавшие идентичное мнение. Некоторые также предлагали полностью запретить обработку культур в период цветения.
Пчелиная махновщина
Главным и самым ярким докладчиком семинара стал замглавы краевого минсельхоза Михаил Чмырев, начавший выступление сразу после Лаптева.
"У нас, по статистике, 192 тысячи пчелосемей, хотя фактически мы насчитывали не менее 500 тысяч. Это о чем говорит? О том, что все пчеловоды в душе анархисты, которые не хотят работать по белым схемам", – заявил Чмырев.
В дальнейшем чиновник неоднократно попрекал пчеловодов упомянутым "анархизмом". Что, по мнению Чмырева, серьезно мешает и работе властей, и самим пчеловодам, которые, находясь в "серой зоне", не могут претендовать на господдержку.
"Никто из вас не хочет объединяться. Если мы создадим какой-то кооператив, дадим гранты, вы потом разбежитесь, а у нас это целевой показатель учета минсельхоза, и потом нам нужно будет вернуть деньги в федеральный бюджет, и где мы вас искать будем?" – высказался Чмырев, еще раз упомянув "анархизм" пчеловодов.
При этом средствами на техническое перевооружение, по словам чиновника, минсельхоз всегда готов помочь.
Нередко, как отметил спикер, сами же пчеловоды и виноваты в гибели пчел: даже будучи предупрежденными, они не принимают мер по эвакуации насекомых. Кроме того, пчеловоды, по мнению Чмырева, часто не могут договориться даже между собой, в особенности в вопросе размещения пасек.
"Самое главное – нам надо всем уметь садиться за стол и договариваться", – подытожил Чмырев.
Причем, отвечая на вопрос одного из пчеловодов, Чмырев даже упомянул и неформальные методы ведения переговоров: "брать бутылку и резать сало".
Бесконечная история
Ряд других докладчиков выступали и с узкопрофессиональными темами, например заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Дмитрий Старовойтов подробно рассказал о регламенте применения пестицидов и иных химикатов, а также ответил на вопросы присутствовавших.
Однако большинство выступлений из зала сводилось к обсуждению все тех же бед: пестициды, невозможность переносить пасеки, запрет на самые опасные вещества этого типа и побуждение аграриев к переходу на "зеленые" аналоги. Была поднята и тема новых требований к продукции, которые пчеловоды считают излишними. По словам одного из участников встречи, новые правила не способствуют ни улучшению качества меда, ни выходу пчеловодов из серой зоны.
В завершение семинара участникам предложили подписать меморандум, призванный помочь пчеловодам объединить усилия по решению общих для отрасли проблем. Однако поможет ли дипломатическое соглашение преодолеть "анархизм" и споры с аграриями – покажет время.