Продавать мед станет сложнее – такой прогноз на грядущий сезон делают владельцы пасек. Поводом для беспокойства стал новый приказ от министерства сельского хозяйства России
Первый весенний месяц принес с собой новшества для владельцев пасек. С 1 марта действует приказ минсельхоза России, в котором прописаны новые правила для ветеринарно-санитарной экспертизы для продажи пчеловодческой продукции: и это не только мед, а еще перга и маточное пчелиное молочко. Теперь, чтобы продать вышеперечисленное на той же ярмарке, владельцы пасек сначала должны проходить обязательную экспертизу. Отбор проб должен производить только сотрудник госветслужбы. Продукцию же будут проверять по новым показателям.
"Правила были разработаны в соответствии с регламентом Таможенного союза. В первую очередь это технический регламент о качестве безопасности продукции, и именно во исполнение этих требований появились новые требования к таким показателям меда, как токсичные элементы, пестициды", – рассказала заместитель начальника управления ветеринарии Алтайского края Евгения Спицкая.
Есть еще и ряд других обязательных исследований, начиная от внешнего вида и заканчивая массовой долей сахарозы. Они проводились ранее, платил за эти процедуры сам владелец пасеки. Впрочем, он продолжит платить, вот только перечень этих исследований, рассказывают пчеловоды, пополнили.
"Сегодня наша нормативная база говорит о том, что у нас ГОСТ на монофлерные меда. Там не так много медов: гречишный, подсолнечниковый, каштан, липа, акация. Зачем, если он продает мед цветочный, делать пыльцевой анализ? Какая необходимость? Я согласен, здесь как раз пчеловод определяет, если он хочет продавать его как гречишный, тогда он заявляет пыльцевой анализ, а если он не хочет, зачем он будет его делать? Почему ему навязывают это и обязуют в жестком порядке?" – негодует руководитель Кузбасского регионального отделения "Союз пчеловодов России" Андрей Любимов.
Заметно увеличился и список ветеринарных лекарственных средств, на которые исследуют продукцию. Как уверяют пчеловоды, затраты на такую проверку по сравнению с прошлыми годами возрастут в разы. И добавляют, что это, если не диверсия бизнеса?
"С нынешними поправками эта сумма поднялась фактически даже не вдвое, а на порядок. Сейчас, чтобы все образцы сдать и полноценно выйти на рынок, мне лично нужно будет больше 250 тысяч", — делится пчеловод, член правления пчеловодного кооператива Владимир Зырянов.
В краевом управлении ветеринарии эту ситуацию называют преждевременной паникой. Разъяснительная работа с пчеловодами уже велась. Проверять на препараты с разрешения департамента ветеринарии будут не по полному списку, а выборочно.
"Еще один важный документ, который предписывают нам правила, это информация от производителя о применении ветпрепаратов. В этой информации владелец меда должен указать, какие лекарственные препараты он использовал. Если применял те или иные лекарственные препараты, на то и исследуем мед", – пояснила Евгения Спицкая.
Но сами представители "медового" бизнеса говорят, что в этом и есть подвох. Соответствующего документа о порядке "выборочных" исследований не было, а значит, на практике ветеринарам никто не запретит проверять мед, по полной.
"Если пчеловодов будут заставлять, то мы будем привлекать прокуратуру. Это давление на бизнес в том числе. Это по сути вымогательство денег за этот анализ", – председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства Сергей Тастан.
В документе был еще один непонятный момент. В частности, пробы для экспертизы, как это поняли пчеловоды, доставить в лабораторию нужно за три часа. Но как это сделать, если пасека находится, например, в тайге? Но и тут в краевой ветеринарии заверили, три часа – это время для выполнения исследований в лаборатории, а на проверку меда на токсичные вещества и пестициды и вовсе дается до 10 дней. Как подчеркивают в управлении, новые правила только упростят жизнь пчеловодам.