Новая реальность или бич современности: что думают об электросамокатах барнаульцы

Число электросамокатов, как и ДТП, связанных с этим видом транспорта, в Барнауле продолжает расти. Рассказываем о проблеме с точки зрения экспертов, пешеходов и самих самокатчиков

За последние несколько лет электросамокаты заполонили улицы краевой столицы. Жители города относятся к данному средству передвижения неоднозначно. И это не просто так. Статистика показала, что в 2024 году произошло почти полсотни ДТП с участием самокатов. В глазах пешеходов самокатчики – опасное явление, в то время как сами пользователи СИМ (средств индивидуальной мобильности) уверены, что самокат – лучшее решение для быстрых перемещений в пределах города. "Толк" поговорил с экспертами по вопросам городской среды, а также опросил пешеходов и самокатчиков, чтобы узнать больше об отношении барнаульцев к проблеме и выявить возможные способы ее решения.

Сначала запрос, а потом средства регулирования

Баррикады на колесах. Как Барнаул завалило самокатами. Фоторепортаж

"Батареи" электросамокатов заполонили площади, улицы и перекрестки краевой столицы, мешая пешеходам, маломобильным горожанам и спецтехнике

Архитектор и урбанист Андрей Атаджанов поделился мнением, что полное внедрение электросамокатов в городскую среду Барнаула должно произойти в течение нескольких следующих лет. В какой степени, пока трудно сказать, но определенно адаптация города должна произойти.

"Исторически сложилось так, что подобные вещи всегда сперва кажутся чужеродными. Допустим, сначала появились автомобили, и уже потом, спустя время, под них сформировались соответствующая среда и правила дорожного движения. Сейчас наша среда не очень приспособлена к самокатам, но со временем, я думаю, она адаптируется, потому что внимание к проблемам, связанным с данным видом транспорта, есть. Правила пользования уже сейчас постепенно появляются и корректируются", – объяснил эксперт.

По мнению Атаджанова, с электросамокатами в плане регулирования гораздо проще, чем с автомобилями, поскольку существуют современные программные средства, позволяющие ограничивать скорость и территорию пользования. Что касается вопроса выделения в Барнауле отдельных маршрутов и дорожек под велосипеды и самокаты, здесь существуют определенные сложности:

"В Москве уже давно по СИМ проводят различные семинары, внедряют программы. Поскольку там более продвинутая среда, электросамокаты используются на другом уровне: как средство мобильности в условиях жестких пробок. У нас пока что нет таких подталкивающих факторов, которые позволят точно определить сферу использования самоката как транспорта. В центре города на них катаются или для развлечения, или для того, чтобы быстро переместиться из одной точки в другую.

Для того чтобы изменить что-то в инфраструктуре города под самокаты, необходимы исследования. Было бы неплохо, если бы появилась аналитическая или проектная работа на эту тему. В генеральном плане у нас есть определенная аналитика, но достаточно серьезных аргументов, чтобы двигать всю эту систему, мы пока не видим", – рассказал специалист.

Архитектор также предоставил схему, разработанную в рамках работы над концепцией озеленения "Барнаул – зеленый город" в 2021 году. Суть работы в том, чтобы создать единую общегородскую велоструктуру и интегрировать ее в природно-экологический каркас, так как это наиболее безопасный для всех пользователей способ существования этой структуры, к тому же наиболее комфортный для катающихся.

Схема велоструктуры г. Барнаула
Схема велоструктуры г. Барнаула
Фото: Предоставлено Андреем Атаджановым

Шаг вперед в развитии городской среды

Руководитель Фонда имущества Алтайского края и управляющий барнаульским парком "Изумрудный" Владислав Вакаев дал противоречивую оценку интеграции электросамокатов в городское пространство Барнаула:

Двухколесная угроза. Электросамокаты на улицах Барнаула опять нервируют горожан

Многие рядовые барнаульцы выступают за полный запрет нового вида транспорта, однако общественники и политики предлагают более взвешенные решения. Их аналоги уже пробуют внедрять в других регионах

"С одной стороны, электросамокаты и подобные средства мобильности городской среде необходимы, потому что дают людям возможность перемещаться достаточно быстро из одной точки в другую не на автомобиле, а на экологически чистом виде транспорта. С другой стороны, передвижение идет по пешеходным маршрутам, и это создает угрозу для жизни людей.

Необходимо развивать сеть велодорожек в городе, и тогда все будут довольны. Как мы можем наблюдать на примере многих других городов, это дает очень большие преимущества: помогает решить транспортные вопросы, а также повысить комфортность города и его привлекательность для молодежи".

Насколько известно Вакаеву, в отношении Барнаула энтузиасты уже разрабатывали целую концепцию велоинфраструктуры, чтобы соединить различные части города велодорожками.

"Пропускная способность велодорожки даже выше, чем у полосы автотранспорта, потому что люди могут ехать плотнее. Развитие данной инфраструктуры, понятное дело, небыстрый процесс. Но благодаря системному подходу план можно постепенно воплотить в жизнь. Это стало бы хорошим шагом вперед в развитии городской среды Барнаула", – сказал эксперт.

Электросамокаты на улицах Барнаула
Электросамокаты на улицах Барнаула
Фото: Марина Евтушенко

С точки зрения закона

Барнаульский юрист Константин Смоликов рассказал "Толку", что, по его мнению, электросамокаты хорошо вписываются в пространство нашего города, так как, согласно ПДД, имеют статус средства индивидуальной мобильности и фактически являются таким же транспортным средством, как велосипед или обычный самокат.

Физик из Барнаула объяснила, опасно ли в грозу кататься на электросамокатах

Эксперт рассказала, что покрышки электросамокатов не приспособлены к езде в дождливую погоду. Помимо этого, также нельзя забывать об опасности удара молнии

"Вопрос в безопасности их использования и правильном управлении со стороны пользователей, чтобы не создавать опасность для других участников дорожного движения, таких как пешеходы", – отметил Смоликов.

Разбирая вопрос безопасности дорожного движения с участием лиц, управляющих электросамокатами, можно взять в пример другие регионы:

"Например, в Краснодарском крае существует свой закон, регулирующий правила управления электросамокатами на их территории. В Алтайском крае также можно издать самостоятельный законодательный акт, который устанавливал бы дополнительные правила, которые не определены в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения". Это поможет ограничить круг лиц, имеющих право на управление этим видом транспорта.

А если говорить про электросамокаты, которые берутся в аренду, то здесь можно применить принцип, который используется в каршеринге. То есть перед использованием средства передвижения будет необходимо подписать договор аренды и подтвердить, что у тебя есть право на управление. После прохождения людьми такой авторизации уже агрегатор примет решение, одобрить управление самокатом или нет", – заключил эксперт.

Электросамокаты на улицах Барнаула
Электросамокаты на улицах Барнаула
Фото: Марина Евтушенко

Взгляд пешеходов и самокатчиков

Мы опросили трех пешеходов и трех пользователей электросамокатов, чтобы узнать, как относятся к противоречивому виду транспорта участники разных сторон дорожного движения.

Где в Барнауле ограничивают езду на электросамокатах и что грозит нарушителям

Список локаций, где вводят запрет для движения средств индивидуальной мобильности (СИМ), пополнился парком "Изумрудный"

Пешеход Полина, 20 лет:

"Это опасно как для самих людей, которые ездят на электросамокатах, так и для прохожих, потому что человек на самокате – неуправляемый. У меня недавно знакомый упал с самоката, разодрал себе все и выбил зуб. Пару раз меня чуть не сбивали. Нужно выделить отдельные дорожки для самокатчиков, чтобы они передвигались по ним, а не по улицам общего пользования".

Пешеход Наталья, 45 лет:

"Отношусь отрицательно, если едут не по выделенной дорожке и в черте города на пешеходных тротуарах. Меня сбивать не сбивали, но наезжали не один раз. Нужно выделить им, как велосипедистам, отдельные дорожки, если это уместно, или хотя бы сделать отдельный парк. Но ехать с пешеходами по одной дороге – это неправильно".

Пешеход Сергей, 50 лет:

"Отношение очень негативное, потому что самокаты бросают где попало, катаются в пешеходных зонах. Для них отдельные дорожки должны быть. У меня лично проблем с самокатчиками не возникало, но есть желание, чтобы проблемы возникли у них. Везде в средствах массовой информации говорят, что они сбивают людей, детей и женщин. Нужно наказывать тех, кто занимается этим бизнесом".

Электросамокаты на улицах Барнаула
Электросамокаты на улицах Барнаула
Фото: Марина Евтушенко

Пользователь личного электросамоката Мадина, 16 лет:

"В летнее время пользуюсь самокатом часто. Катаюсь, пока не кончится заряд. Я его использую не в качестве полноценного вида транспорта, а для коротких поездок, так как на нем не уедешь далеко, как на автобусе, к примеру. Могу признаться честно, что иногда переезжаю дорогу, не слезая с самоката, если не вижу машин. Но вдвоем стараюсь на одном самокате не ездить.

У нас в городе не хватает зон для катания. Велосипедные дорожки есть, но не везде. Пешеходы часто нарушают правила и ходят по велодорожкам, что создает неудобства. Чтобы возникало меньше происшествий, думаю, нужно ограничить доступ к арендным электросамокатам и ввести обязательные водительские удостоверения для людей старше 16 лет".

Пользователь арендованных электросамокатов Никита, 22 года:

"Я пользуюсь электросамокатом пару раз в неделю, когда нужно быстро добраться до места. Он удобен, так как дешевле и быстрее такси, а ждать его меньше, чем общественный транспорт. Не будь проблем с общественным транспортом, я бы не брал самокат.

К сожалению, из-за нерегулируемого использования самокатов молодежью на тротуарах часто возникают аварийные ситуации, поэтому у людей уже сложился негативный образ "самокатчиков". Пешеходы попросту мешают движению, даже если ты едешь по правилам, притормаживаешь возле скопления людей, стараешься их объехать. У меня было такое, что люди врезались намеренно и даже плевались.

Чтобы изменить ситуацию, можно, как вариант, ввести обязательную авторизацию по паспорту, плюсом размещать датчики веса на самокатах, чтобы не катались по двое".

Электросамокаты на улицах Барнаула
Электросамокаты на улицах Барнаула
Фото: Марина Евтушенко

Пользователь арендованных электросамокатов Максим, 19 лет:

"Я накатал около 3000 километров за последний год. Езжу каждый день. Выбираю этот вид транспорта, потому что ходить пешком долго. А в трамваях и автобусах много людей. Как селедка в бочке едешь.

Правила дорожного движения соблюдаю, но бывает, что люди толкаются, особенно бабушки. Чтобы решить проблему, думаю, к езде нужно допускать только опытных самокатчиков".

Два колеса ответственности: что нужно знать о правильном использовании самокатов

Электросамокаты выглядят доступными и легкими, однако на деле требуют точно такого же знания ПДД и осторожности, как и другой транспорт

Лента новостей