Многие рядовые барнаульцы выступают за полный запрет нового вида транспорта, однако общественники и политики предлагают более взвешенные решения. Их аналоги уже пробуют внедрять в других регионах
Не секрет, что электросамокаты (и их ездоки) в последние пару лет стали одной из самых эмоциональных "городских" тем для дискуссий. Адепты и противники этого вида транспорта сражаются в словесных баталиях ожесточенно – словно бы на кону стоят судьбы мира. С приходом лета в Барнаул разговоры о том, как же быть с самокатами, вернулись в соцсети и СМИ вместе с сообщениями о различных ДТП с участием городских гонщиков и жалобами граждан. Что же происходит в сфере аренды СИМов и как алтайские общественники предлагают навести порядок в отрасли, выяснял корреспондент "Толка".
Двухколесная хроника
В сообществах в соцсетях публикации, связанные с самокатами, появляются как минимум еженедельно. Например, в конце апреля барнаульский водитель такси дошел до угроз самокатчикам топором. Причиной этого, по словам очевидцев, стало то, что самокатчик едва не задел автомобиль современного "викинга".
"На самом деле виновники – это школьники на самокате. Не тормозя, хотели проехать проезжую часть. Причем ехали вдвоем на одном самокате. Сами начали провоцировать – [водитель] уже сел в машину и хотел уезжать, но они его просто вывели из себя", – добавил другой очевидец".
Впрочем, эта история закончилась хорошо: топор не был пущен в дело и никто не пострадал. Бывают, однако, и куда более печальные истории: так, 3 мая в краевой столице, по данным "В Курсе 22", подростка на самокате сбила машина. Комментаторы сообщества если не занимают сторону водителя, то как минимум винят в произошедшем в основном новомодное (хотя и уже привычное) транспортное средство. С единственным выводом.
"Запретить эти самокаты в нашем городе!" – пишет один из комментаторов сообщества в его ТГ-версии.
Тут, впрочем, невольно вспоминается исторический курьез. Первый автомобиль в Барнауле появился более ста лет назад. И тогда его езде также пытались воспрепятствовать.
"Вопрос о запрете использования "мотора" даже ставился на заседании городской Думы 28 мая 1908 года. Инициаторами его рассмотрения стали барнаульцы Иван Поляков и Тимофей Гончаров. Мнения разделились: одна часть избранников считала, что езду на автомобиле следует "воспретить", другие полагали, что сделать это невозможно, так как автомобиль – транспорт будущего", – "вспоминает" эти события "Вечерний Барнаул".
Парк самокатного периода
В какой-то степени новый виток дискуссии придал известный алтайский общественник и руководитель Фонда имущества Алтайского края Владислав Вакаев. В своем тг-канале он опубликовал настоящее воззвание, посвященное проблемам, которые создают самокатчики в подшефном ему парке "Изумрудный".
"Прямо у входа в парк "Изумрудный" (и на его, между прочим, территории) они выставляют свою технику, почти перекрывая входы, создавая неудобства нашим гостям и провоцируя тем самым посетителей ездить на этих самокатах по дорожкам парка. Учитывая плотность потоков пешеходов, это ведет к многочисленным конфликтам, несет угрозу жизни и здоровью горожан", – сетует Вакаев.
Выходом, по мнению общественника, станет создание зон, свободных от прокатных электросамокатов. О чем Вакаев предлагает задуматься депутатам городской Думы.
В беседе с корреспондентом "Толка" Вакаев сообщил: администрации парка удалось добиться снижения скорости на территории "Изумрудного" одной из компаний проката. Однако остальные поставщики этой услуги запрос просто проигнорировали. Приказ парка об ограничении скорости самокатов на его территории до 5 км, по словам Вакаева, эффекта также не возымел.
"В целом я не против самокатов, это интересный вид транспорта, возможно, перспективный. Но только когда для него есть инфраструктура", – отметил Вакаев.
В парке же очень многие гуляют с детьми и детскими колясками. И для этой категории посетителей несущиеся самокатчики представляют угрозу.
Электрозакон
Алтайские политики пытаются держать самокатный вопрос на контроле. Так, в марте депутаты АКЗС вышли на федеральный уровень со следующей инициативой: слегка замедлить различные средства индивидуальной мобильности. До 25 км/ч. Кроме того, "водителей" этих средств предлагают обязать носить велошлемы при движении по проезжей части, велодорожкам или обочине и светоотражающие элементы в темное время суток.
Однако, как сообщил корреспонденту "Толка" депутат и руководитель "бизнес-комитета" АКЗС Владимир Семенов, информации о каких-то подвижках в этом направлении пока нет.
При этом, как подчеркнул Семенов, техническая возможность адресно ограничить скорости, в том числе в парках, уже есть. В Москве, по словам Семенова, на ВДНХ, практикуется даже разграничение скоростей по отдельным парковым дорожкам. И если правила будут прописаны законодательно, то законопослушные организации должны будут их внедрить.
Что же касается такой проблемы, как "захламление" городского пространства брошенными самокатами, то, как считает Семенов, масштаб ее не так уж велик. Да и сами прокатные компании в разбрасывании имущества не заинтересованы. Тотальные запреты на самокаты политик также не поддерживает: вместо этого необходимо лишь своевременно совершенствовать законодательство под стать изменениям реалий.
"На Ленинском проспекте когда-то были дорожные знаки, запрещающие проезд гужевого транспорта. Сейчас они исчезли", – напомнил Семенов.
Загон для двухколесных
Тем временем в других регионах количество ограничений на самокаты увеличивается. Так, например, в Омске, как сообщают "Вести-Омск", уже ввели скоростной порог в 15 км/час в ряде общественных пространств. Как сказано в публикации, привели к этому именно жалобы со стороны рядовых омичей.
В Санкт-Петербурге дошло до того, что губернатор Александр Беглов предложил на федеральном уровне выгнать их с тротуаров и площадей и ввести платные парковки. Об этом он, как пишет "Деловой Петербург", заявил 14 мая во время выступления с отчетом перед Законодательным собранием за 2023 год.
Парковочный вопрос уже довел прокатные компании до суда. Так, в Краснодаре одна из крупнейших организаций отрасли Whoosh (или же ООО "ВУШ") судится с городскими властями. Там уже существуют регламент и схемы размещения пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и др. И за нарушения прокатчика оштрафовали. Однако стихийные парковки (а точнее, свалки) самокатов разработка подобных регламентов не охватывает. С данной практикой, по всей видимости, необходимо бороться самим компаниям.
И в качестве завершения вспомним о тех, кто имеет собственный, непрокатный электросамокат. Такие ездоки в меньшинстве и в основном попадают в этот лагерь, опробовав этот вид транспорта в прокате. Они, впрочем, упоминаются в гневных постах в соцсетях не так уж и часто.
"За все время меня оштрафовали только один раз: я не слез с самоката, когда пересекал пешеходный переход. Думал, что достаточно, чтобы дороги касалась одна нога. Конфликтов с водителями или пешеходами у меня никогда не было", – сообщил корреспонденту владелец собственного самоката Дмитрий.