Круглый стол, посвященный распространенным проблемам участников нового формата занятости, а также путям их решения, состоялся в краевой столице 20 декабря
За последние годы в России оформилась новая профессиональная прослойка – самозанятые, от репетиторов до сантехников и тех, чьим источником дохода выступают различные онлайн-платформы и маркетплейсы. Представителей этого сегмента рынка труда все еще нельзя назвать социально защищенными. Однако ситуация понемногу меняется: участники так называемой "платформенной занятости" наконец-то получили собственный профсоюз "Новый труд". А 20 декабря эта организация провела в Барнауле круглый стол под заголовком "Защита труда. Региональные аспекты платформенной занятости".
Закон без буквы
В роли главного докладчика мероприятия выступила председатель нового профсоюза Дарья Митина. Ее выступление было посвящено основным проблемам "новых работников" и тому, что уже делает либо может сделать организация, чтобы решить их.
Основной бедой самозанятых Дарья Митина видит правовую неопределенность.
"Мы не можем себе позволить просто "списать" законодательную базу с немецкого, китайского или еще какого-то законодательства. Потому что каждая страна решает эту проблему по-своему. И соответственно, "платформенно занятые" в каждой стране выглядят по-разному и обществом оцениваются по-разному", – сообщила Митина.
В России, по словам профсоюзного организатора, государство рассматривает самозанятых и других участников платформенной экономики как представителей мелкого или среднего бизнеса. В Европе же самозанятые, по словам Митиной, считаются "социально обездоленной категорией".
Попытки принять какие-либо законы о деятельности самозанятых и платформенной экономике пока заканчиваются неудачно. При этом запрос на законопроект действительно силен: например, из-за проблем, с которыми самозанятые сталкиваются в случае конфликтов с онлайн-платформами.
"Единственное, что может сделать суд в такой ситуации, – это переквалифицировать такие отношения из гражданско-правовых в трудовые. Фактически это единственно возможная реакция судебных органов", – рассказала Митина о складывающейся судебной практике.
Профсоюз предлагает решать вопрос правового вакуума при участии объединения самих самозанятых, в то время как сейчас минэкономразвития говорит о создании объединения платформ, которые, по словам Митиной, фактически являются теми же крупными работодателями.
"Мы предлагаем платформам брать на себя социальную нагрузку. Они этого пока что не делают. И, в общем-то, не особо хотят", – сетует активистка.
Невидимый работник
Руководитель орготдела профсоюза Денис Зоммер более подробно рассказал о примерах конкретных проблем самозанятых и о том, как их положение регулируют в других странах. Например, в Китае, где, по словам Зоммера, в прошлом году даже прошло отдельное заседание компартии, посвященное этому вопросу.
"Платформенной занятостью и экономикой интересуются по всему миру. Этот вопрос становится вопросом наступившего будущего. Ведь еще не так давно мы не могли себе представить, что для того, чтобы осуществить покупку молока или хлеба, достаточно просто взять в руки мобильный телефон", – отметил Зоммер.
Несмотря на "вывод из тени", существующий правовой статус самозанятых, по словам активиста, все еще оставляет желать лучшего.
Например, за пять лет, прошедших с 2019 года, когда в законодательстве появилось понятие "самозанятый", предельные размеры суммы доходов, которые могут облагаться налогами по минимальной ставке, так и не изменились. При этом инфляция никуда не делась. Кроме того, самозанятые не могут объединяться с целью заработка денег в эдакие артели: закон разрешает им работать лишь поодиночке.
Руководитель информационного отдела профсоюза Мария Коледа рассказала уже о том, как профсоюз работает на практике. По ее словам, работа не обходится без настоящей разведки, когда представитель организации специально устраивается в ту или иную платформенную систему и собирает сведения об имеющихся там нарушениях прав. Которые, как правило, склонны повторяться.
"На складах одна и та же история: нарушения права работающих на трудоустройство. Чаще всего крупные компании работают через аутсорсинговые компании, которые также не трудоустраивают сотрудников, чтобы никак их не оформлять", – рассказала Коледа.
Бедствием на складах являются и штрафы. Так, инспектор профсоюза после работы на складе одной из крупных компаний не только не получил зарплату, но и вовсе остался должен "работодателю". Происходит нечто подобное, по словам Коледы, и среди курьеров.
Впрочем, перечислять весь перечень проблем можно очень и очень долго.
"Хотелось бы, чтобы к нам в центр стекалось максимальное количество информации, с которой можно было бы работать и которую можно было бы анализировать", – обратилась к участникам круглого стола Коледа.
Алтай в деле
Наконец, своего рода "принимающей стороной" от Алтайского края выступили депутаты АКЗС Сергей Матасов и Людмила Цивилева.
"Количество самозанятых Алтайского края постоянно растет, а количество людей, работающих с агрегаторами, растет еще активнее, поэтому поддерживать этих людей очень важно", – считает Матасов.
Политик заявил о готовности некоторых депутатов АКЗС поддерживать работу профсоюза в Алтайском крае, хотя непосредственно членство в организации и остается индивидуальным выбором. Кроме того, Матасов озвучил надежду на дальнейший рост масштабов работы профсоюза.
Его коллега по краевому парламенту Людмила Цивилева поделилась своим мнением о причинах, по которым государство пока не стремится обратить внимание на самозанятых. Среди них, например, и их разрозненность, и относительно малый финансовый оборот.
"К сожалению, у нас некоторая прослойка индивидуальных предпринимателей с целью снижения налоговой нагрузки уходит в самозанятые. Тем самым мы усугубляем ситуацию, и через 15-20 лет у нас появится широкий класс, который получает пенсию на очень низком уровне", – прогнозирует политик.
Поэтому, по словам Цивилевой, необходимо начинать "работать на опережение", а не бороться с будущими социальными последствиями роста самозанятости. Кроме того, как подчеркнула депутат, трудовое законодательство формировалось для наемных рабочих и работодателей с соответствующими профсоюзами. В связи с чем сейчас существует лишь государственный контроль за процессами микробизнеса.
А вот общественного, как сетует депутат, так и не появилось. А потому появление такого профсоюза, как "Новый труд", политику видится "перспективным направлением" и даже "объективной реальностью", к которой придет российское экономическое сообщество.