Докатались? Большинство аттракционов в крае выработали срок службы

День защиты детей
День защиты детей Фото: Виталий Барабаш

У большинства механизированных аттракционов в регионе истек назначенный заводом срок службы, а покупка новых паркам не по силам. Но представители индустрии и инспекторы заверяют: повода для паники нет

Более 80% механизированных аттракционов, стоящих на учете в крае, исчерпали свой заводской ресурс – такие данные приводит региональная инспекция Гостехнадзора. Однако срок службы можно законно продлить, благодаря чему машины для развлечений считаются вполне работоспособными.

Покупка новых аттракционов для многих парков оказывается неподъемной задачей, даже несмотря на то, что в регионе есть четыре завода по их производству: простая карусель или паровозик стоят как хороший автомобиль, а срок их окупаемости в условиях короткого сезона растягивается на годы. В преддверии сезона "Толк" разбирался, безопасно ли кататься на каруселях в крае.

Ездят по кругу

По данным Гостехнадзора, в регионе зарегистрировано 227 аттракционов – это машины с заметной "степенью биомеханического риска". Меньше половины из них – надувные батуты и немеханизированные устройства, например водные спуски и тарзанки. Но большинство учтенных аттракционов – 122 – относятся к механизированным. Это колеса обозрения, карусели, различные качели с моторчиком и тому подобное.

С 2020 года госрегистрации подлежат аттракционы с 1-й, 2-й и 3-й степенью биомеханического риска (сокращенно RB) – машины, развивающие высокую скорость и поднимающиеся на большую высоту. В Алтайском крае больше всего аттракционов "среднего" класса опасности RB-2 (113 единиц).
Барнаульские парки начали подготовку к летнему сезону

Работники парков проверяют техническое состояние аттракционов, некоторые карусели обновляют, на территориях наводят чистоту и порядок

У более чем 80% аттракционов со сложной механической "начинкой" формально вышел срок службы, который в среднем оценивается в 8-10 лет, констатирует начальник профильного отдела инспекции Гостехнадзора края Алексей Лучкин. При этом эксперт заверяет: это совсем не значит, что оборудование нужно списать и что парки стали опасным для жизни местом.

По закону каждый год эксплуатанты аттракционов обязаны привлекать независимую компанию для проведения техосвидетельствования. В Алтайском крае таких аккредитованных организаций нет, но есть, например, в соседнем Новосибирске: эксперты выезжают на место и оценивают остаточный ресурс аттракциона. До сегодняшнего дня, подчеркнул Лучкин, почти все машины для детских развлечений успешно подтверждали свою работоспособность.

"Аккредитованная организация берет на себя ответственность за продление срока службы. Они полностью проверяют [аттракцион] на трещины, на усталость металла, на другие параметры. Если они видят, что можно продлить [срок эксплуатации], то продлевают на один год. Через год обязательно проверяют снова. Если замечания влияют на работоспособность, акт не выписывают. А если не влияют (например, запорное устройство на ограждении вышло из строя), то это отражается в актах. Сейчас в Барнауле есть только один аттракцион, которому не продлен срок службы, он у нас пока под вопросом", – пояснил чиновник.

Парк. Аттракционы.
Парк. Аттракционы.
Фото: Виталий Барабаш

Акт освидетельствования владелец аттракциона обязан направить в инспекцию. Если предприниматель не делает этого, Гостехнадзор аннулирует регистрацию машины. По словам Лучкина, недавно такое произошло с двумя рубцовскими аттракционами, но их и так планировали списать.

Сейчас инспекторы Гостехнадзора могут наносить только профилактические визиты, однако заверяют, что "кричащие" нарушения не оставят без внимания.

"У нас 17 объектов относятся к значительному риску – в Барнауле, Рубцовске, Яровом, Завьялово. В отношении них в мае-июне будет проводиться профилактический визит. Неофициально мы тоже выезжаем, проводим что-то вроде контрольной закупки. На День защиты детей я обязательно с внучкой какой-то один парк выбираю", – резюмировал инспектор.

"Все ужасы от неправильной эксплуатации"

Барнаульский парк развлечений Эдельвейс может формально повзрослеть

Территория городского парка может получить новый условно разрешенный вид использования, формально расширяющий возможности по его использованию не только для детских, но и взрослых развлечений

О безопасности формально "откатавшихся" каруселей, чертовых колес и горок заявляют и производители. В регионе сегодня работает четыре завода по изготовлению и реставрации механизированных аттракционов – три в Барнауле и один в Бийске.

По словам производственников, качество начальной сборки машин в регионе достаточно высокое и при должном уходе аттракционы могут служить не один десяток лет.

"Срок службы аттракциона – 8-10 лет. Понятно, что есть количество циклов, погодные условия. Но можно продлить срок их службы до трех раз – и 30 лет будут работать", – говорит директор бийского предприятия "Регион-парк" Велимир Габдулазянов.

Собеседник также отмечает, что Бийск как наукоград славится крепкой конструкторской школой: некоторые части аттракционов даже изготавливаются на заказ на местных оборонных предприятиях, с соответствующим контролем качества металла и сварных швов. Перед монтажом аттракцион обязательно проходит "обкатку", где в роли детей используются мешки с песком.

Аттракционы
Аттракционы
Фото: Виталий Барабаш

Наталья Корнеева, директор предприятия "Натали парк", подтверждает слова коллег о долговечности механических аттракционов:

"Я бы не ставила какое-то клеймо, если срок службы окончен. Если руководитель следит за аттракционом, с ним фактически ничего не может произойти. Самый старый из поступивших к нам на реставрацию аттракционов был 1978 года выпуска – "Веселые горки" из Казани. За ними так ухаживали, что мы и не подумали, что им столько лет. Вовремя все заменено, смазано, в зиму проводится качественная консервация, поэтому аттракцион прослужит еще минимум лет 20".

В Геленджике десятки людей застряли на колесе обозрения

На юге России наблюдаются проблемы с электроэнергией. На одном из курортов из-за отключения света люди оказались заблокированы на верху высотного аттракциона

Что касается инцидентов, которые периодически происходят в парковой индустрии, то Наталья Корнеева считает: большая их часть не связана с "железом".

"У нас есть всероссийский чат парковиков, периодически, особенно в летнее время, там такие новости появляются. Но все ужасы, могу положа руку на сердце сказать, – от неправильной эксплуатации, от несоблюдения техники безопасности самими пассажирами. Операторы не всегда правильно себя ведут. 90% всех несчастных случаев – от неправильного пристегивания", – полагает эксперт.

В целом собеседники издания подчеркивают: проблема старения аттракционов актуальна для всей страны, так как полного технического суверенитета в этой отрасли не достигнуто, а у владельцев парков не хватает запаса финансовой прочности.

Медленная "раскрутка"

В краевой инспекции Гостехнадзора констатируют: за последние 6 лет в регионе приобрели лишь один новый механизированный аттракцион. Регулярному обновлению мешает неподъемная стоимость оборудования.

"Сегодня стоимость аттракциона "Вальс", допустим, составляет порядка 12-15 млн рублей. Какая-нибудь детская цепочная карусель стоит от 1 млн, а семейная – от 7 млн. Такие деньги за сезон не заработать. Хотя тут имеет значение, где стоит аттракцион. Скажем, Центральный парк Барнаула вчера не очень популярным был, а сегодня после реконструкции туда народ с удовольствием идет. Но в среднем окупаемость одного аттракциона – от 3 до 7 лет", – говорит директор парка "Солнечный ветер" Роман Романов.

День защиты детей
День защиты детей
Фото: Виталий Барабаш

Управляющий "Эдельвейсом" Виталий Лопатин продолжает: их парк пока может позволить себе только реставрацию действующих аттракционов или покупку б/у оборудования.

"Мы взяли б/у-аттракцион "Вихрь" – он обошелся в 1,5 млн рублей без учета установки, монтажа, реконструкции. Новый будет стоить 7-8 млн. А помимо аттракционов, еще нужно ограждение, будки операторов. Это очень затратная вещь", – говорит Лопатин.

По подсчетам Романова, на ежегодное сервисное обслуживание одного аттракциона требуется от 50 тыс. рублей – сюда входит покупка запчастей, смазок, оплата техосвидетельствования.

"Я недавно был в Кургане. У них один парк всего, и то бюджетный. А в Барнауле шесть парков, и они как-то должны зарабатывать. Конкуренция высокая, и город не миллионник. Но как-то стараемся выживать", – заключает Лопатин.

Традиционно парковый сезон в Барнауле открывается 1 мая. Но в теплые выходные некоторые парки уже запускали свои аттракционы.

Подрядчик для Мемориала Славы займется благоустройством парка 300-летия Барнаула

Исполнителю предстоит провести озеленение и построить парковую инфраструктуру, в которую помимо дорожек и тротуаров входят детская площадка, спортивное ядро и зона отдыха

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFH5yHk4