Президент Союза организаций лесной отрасли «Алтайлес» Михаил Ключников в рамках выездного совещания в Павловске объяснил, почему Касмалинский ленточный бор и другие леса Алтайского края нуждаются в качественной рубке.
«Сегодня многие призывают ничего не рубить. Я объясню, почему это неправильно. Без рубки бессмысленно говорить об охране, защите, воспроизводстве лесов и тем более о продуктивности леса.
Россия одно время принимала Киотское соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу. На одном из совещаний наша страна заявила, что она – самая лесная страна мира и должна получать деньги от других государств за поставляемый кислород. Ученые на это ответили, что, наоборот, Россия забирает кислород у других стран для гниения большого количества насаждений.
Действительно, большие площади лесов у нас состоят из деревьев, которым более 100 лет. Это можно увидеть на примере Касмалинского ленточного бора. В 140 лет на процесс гниения уходит больше кислорода, чем это дерево выделяет.
Сосна именно до 80-летнего возраста имеет максимальный прирост. Ученые множество раз подтверждали, что в 40-60 лет вес хвои имеет наивысшие показатели. В этом возрасте деревья лучше всего выделяют воздух, увлажняют атмосферу и, как следствие, положительно влияют на урожайность сельхозкультур, поскольку в районе соснового бора выпадает больше осадков. Корневая система защищает почву от эрозий, удерживает грунтовые воды.
С 80 лет резко падает прирост, в 110 лет он слишком низок, а насаждение теряет все свои функции. Естественная смерть сосны происходит в 130-140 лет. Только отдельные деревья доживают до 175 лет. Но лично я таких экземпляров не встречал. Кроме того, появляющийся подрост не способен конкурировать с большими деревьями в вопросах жизненного пространства.
У нас много деревьев, зараженных грибковой болезнью и сосновой совкой. Еще одна проблема – лесные пожары. В сложившихся условиях мы не видим перспективы зарастания большого количества площадей молодыми деревьями. Естественным путем леса восстановятся только более, чем через 100 лет. В итоге, без рубки со временем мы получим пустыню».