Постпредство Алтайского края создало предпосылки для нецелевого использования бюджетных средств?
В начале апреля региональные Telegram-каналы обратили внимание на тендер, размещенный на портале Госзакупок. Постоянное представительство Алтайского края в Москве еще в начале года заключило контракт с ООО «Шереметьево ВИП» на комплексное обслуживании руководящих должностных лиц региона.
Было подписано два соглашения на общую сумму в 596 тысяч рублей. Срок действия договора – до конца текущего года. Источник финансирования – краевой бюджет. Отметим, обслуживание одного вылета (прилета) на внутренних рейсах оценивается в 6000 рублей, на международных направлениях – в 20200 рублей. На контракте стоит подпись врио постпредства Алтайского края в Москве Николая Борисенко.
В числе тех, кто может воспользоваться услугами vip-зала - губернатор, его заместители (в настоящее время – 8 человек), председатель АКЗС и его заместитель, главный федеральный инспектор по Алтайскому краю, глава администрации Барнаула, председатели краевого и арбитражного судов, прокурор края, начальник УФСБ по региону, начальник ГУ МВД по Алтайскому краю.
Telegram-каналы решили сделать из этого факта разоблачение. Между тем аналогичные закупки проводят и в остальных регионах РФ. Только круг лиц, имеющих право на обслуживание в «Шереметьево», там значительно уже. Из тех аукционов, что удалось изучить «Политсибру», нигде нет представителей правоохранительных органов, а также должностных лиц местного самоуправления. Их перелеты оплачиваются из других бюджетов.
Например, Свердловская область включила в данный список губернатора и первого замгубернатора, Самарская – помимо губернатора добавила первого вице-губернатора, вице-губернатора, а также первого зампреда и «обычного» заместителя председателя областного правительства. Похожая картина в Челябинской области. В Томской кроме губернатора и его зама, в документе указаны управделами администрации, председатель Законодательный Думы региона и его заместитель.
«Политсибру» обратился с официальным запросом в постпредство в Москве, чтобы прояснить ситуацию. Мы сформулировали несколько вопросов.
- Каким нормативным актом чиновники пользовались при определении круга лиц на обслуживание в аэропорту «Шереметьево»?
- Почему в списке фигурирует глава администрации Барнаула, не являющийся представителем госвласти?
- Как в список попали представители правоохранительных органов региона, если постпредство по положению представляет только интересы губернатора и правительства Алтайского края.
Как следует из ответа врио руководителя постпредства Алтайского края в Москве Николая Борисенко, круг лиц на обслуживание в «Шереметьево» был определен «по аналогии с перечнем граждан, обслуживаемых в залах для официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через госграницу РФ, установленных в пределах аэропортов Владивостока, Казани, Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Симферополя, Сочи». При этом в постпредстве ссылаются на приказ управделами президента РФ от 31 марта 2017 года.
Только имеет ли в этом случае право на жизнь принцип аналогии? Приказ, утвержденный два года назад, является федеральным актом и распространяет свое действие на пункты пропуска через госграницу в ряде российских аэропортов.
Исходя из ответа постпредства следует, что оплата услуг vip-зала силовиками и главой Барнаула должна осуществляться за свой счет. Как подчеркивают в ведомстве, с момента заключения контракта услуги комплексного обслуживания они через представительство не заказывали. В таком случае не совсем ясно, для чего включать в документ руководителей силовых ведомств и главу Барнаула?
Кроме того, в документе за подписью Борисенко сообщается, что аналогичные контракты с другими аэропортами в 2019 году представительство не заключало. Однако на сайте Госзакупок редакции удалось найти подобное соглашение. В конце 2018 года заключен договор с ФГУП «Президент-сервис» сроком на 12 месяцев. Стоимость контракта оценивается в 0,5 млн рублей. В качестве аэропортов фигурируют все крупные авиахабы, базирующиеся в городах, где проводятся саммиты и конференции с участием губернаторов. Это Владивосток, Казань, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи и аэропорты московского региона.
В самом этом факте нет ничего особенного. Все главы регионов, другие официальные лица, указанные в документе, имеют такое право. И мы не подвергаем это сомнению. Вот только расширенный круг персон от Алтайского края создает условия для нецелевого использования бюджетных средств. Если ни Сергей Дугин, ни другие лица, неправомерно попавшие в список vip-персон для обслуживания в аэропортах за счет краевого бюджета, ни разу не воспользовались этой услугой, значит, и нарушений не было.
Однако при формировании документации сумма обслуживания вышеуказанных лиц так или иначе была заложена в стоимость лота. И это надо как-то исправить.