Новость о начале банкротства крупнейшего барнаульского автобусного перевозчика – ОАО «Барнаулпассажиртранс» (БПТ), опубликованная сегодня, породила много вопросов
Новость о начале банкротства крупнейшего барнаульского автобусного перевозчика – ОАО «Барнаулпассажиртранс» (БПТ), опубликованная сегодня, породила много вопросов, несмотря на то, что не явилась неожиданностью. «Политсибру» обратился за разъяснениями по поводу дальнейших перспектив общественного транспорта в Барнауле к руководству БПТ, экспертам и городским властям.
Что намерено предпринять руководство БПТ
Генеральный директор БПТ Олег Яблинский традиционно заявил, что ничего не знает и прокомментировать не может.
«Да, введена процедура наблюдения. Планы на будущее? Пока продолжаем работать. Что будет дальше – я пока не знаю», – сказал Яблинский.
Ситуация, при которой генеральный директор крупнейшего барнаульского перевозчика не знает, что делать дальше, выглядит достаточно тревожной. «Политсибру» обратился за разъяснениями в мэрию, а в ожидании ответа чиновников поговорил с экспертом – исполнительным директором Ассоциации пассажирских перевозчиков Николаем Долженко.
Экспертное мнение о перспективах «Барнаулпассажиртранса»
Николай Долженко рассказал, что сейчас конкурсы перевозчиков проходят по новой методике – маршруты разыгрываются не все сразу, а по одному, поскольку на сегодняшний день в городе нет перевозчиков, способных одновременно полностью заменить БПТ на линиях. Благодаря новой методике, острота ситуации сглаживается. Сейчас разыгран будет 108-й, затем – 109-й, потом – садоводческие маршруты. Момент запуска последних как раз и вызывает наибольшие опасения.
«Выходы всегда есть, при желании. Конкурсное управление – это же не закрытие. Но через два-три месяца нагрузка на перевозчиков возрастет, поскольку начнется дачный сезон и потребуется запуск садоводческих маршрутов. За этот короткий срок и нужно будет найти решение. Если предприятие поддерживать, то оно в том или ином виде может продолжать работать и даже вовсе выйти из процедуры банкротства», – пояснил Николай Долженко.
По его словам, если городская администрация к этому моменту не примет радикальных мер, то положение может осложниться. Впрочем, сам Николай Долженко считает, что выход непременно будет найден.
Как мэрия Барнаула планирует избежать транспортного коллапса
В пресс-службе мэрии оперативно пояснили, что все автобусы с линий перевозчик снять не сможет, поскольку 10 из них принадлежат муниципалитету и находятся у предприятия в аренде, так же, как и два муниципальных гаража. Вопрос арендной платы за упомянутое имущество стал одной из причин раздора БПТ с городскими властями, вылившегося в продолжительные судебные разбирательства. «Политсибру» освещал эту тему на протяжении 2019 года. Подробности можно прочитать здесь.
В мэрии подтвердили, что на маршрутах №№ 1 и 10 действительно не хватает транспортных средств
Получить более развернутый комментарий от городских властей в ответ на запрос «Политсибру» на момент публикации материала не удалось. Он ожидается позже. Поэтому пока придется ограничиться предположениями.
Любопытные данные опубликовал 4 февраля «Банкфакс». Издание сообщает, что автобусные маршруты № 1, 10, 25 и 29 с середины января текущего года обслуживает ООО «ПромСтройСервис» (ПСС). Согласно данным с портала Госзакупок, контракт на обслуживание маршрута № 25, например, будет действовать до 30 июня 2020 года.
Пассажиры заметили, что техника, в большинстве своем, осталось той же, что осуществляла перевозку и ранее - сменились лишь таблички с указанием фирмы. Любопытно также, что в отдельных справочниках адрес электронной почты ПСС выглядит как «bpt2005@mail.ru», а единственный учредитель «ПромСтройСервиса» Павел Маркелов ранее упоминался в качестве инженера БПТ. Помимо прочего, у ПСС и ЗАО «Сибирьавтоцентр» (владеет БПТ) общий адрес: улица Кулагина, 6.
Исходя из вышеперечисленного, БФ предполагает, что замена перевозчика была подготовлена заранее. Из этого, в свою очередь, можно сделать вывод, что банкротство БПТ не станет для муниципалитета потрясением – все ограничится сменой юридического лица (лиц).
Кто управляет крупнейшим автобусным перевозчиком Барнаула?
«Политсибру» ранее уже разбирал структуры собственников БПТ. Подробнее читайте здесь.
Вкратце напомним, что в число конечных бенефициаров входит депутат Барнаульской городской думы, председатель комитета по экономической политике и собственности Валерий Касплер, а также некто Сергей (Валерьевич) Касплер. Еще одним бенефициаром является Александр Курышин. Любопытно, что Андрей (Александрович) Курышин – это имя руководителя МБУ «Автодорстрой».
Как «Барнаулпассажиртранс» шел к банкротству
Как следует из адресованной чиновникам барнаульской администрации пояснительной записки гендиректора Олега Яблинского, предприятие начало испытывать сложности в 2014 году – после изменения механизма начисления перевозчику компенсаций за перевозку льготников. Кроме того, в записке Яблинский сетует на то, что вовремя не повышались тарифы на проезд. По его словам, еще в середине 2019 года стоимость проезда должна была составлять 37 рублей.
Также в записке указывается, что нормативы субсидирования не пересматриваются и не индексируются даже на уровень инфляции. При этом, с момента последней их корректировки в 2014 году, ГСМ подорожали на 65%, отопление – на 70%, электроэнергия и запчасти – на 50%.
Помимо вышеперечисленного, отмечается регулярное появление новых законодательных норм, влекущих дополнительные расходы, которые также не компенсируются: законы об обязательной установке тахографов, кондиционеров, онлайн-касс и видеонаблюдения, повышение тарифа ОСАГО, обязанность приобретения низкопольных автобусов, стоимостью 8-10 млн рублей каждый. Последний пункт для предприятия попросту невыполним – из-за отсутствия средств автопарк не обновлялся с 2015 года.
Планы конкурсного управляющего БПТ
Конкурсный управляющий Анастасия Метла сообщила, что назначена недавно и пока не готова говорить о перспективах предприятия, поскольку сперва потребуется некоторое время на тщательное изучение его финансового состояния.
UPD: 4 февраля на сайте барнаульской мэрии появилось дополнение к распоряжению администрации, согласно которому в состав комиссии по организации пассажирских перевозок включен Валерий Касплер.