Жители многих районов края жалуются на перебои в работе межмуниципальных автобусов, а где-то и на их полное отсутствие
Всего лишь треть населенных пунктов Алтайского края имеют автобусную связь с внешним миром. Во многих малых селах своих маршрутов никогда и не было. Но в некоторых они каждый год то сокращаются, то вовсе закрываются. Обращений от жителей – вал. Кто виноват и что делать, эти вопросы депутаты «Справедливой России» лично задали министру транспорта региона Александру Дементьеву. Встреча прошла в минувший вторник, 22 декабря, в парламентском центре Алтайского края.
В чем мы виноваты?
Партия получает обращения из многих районов края. Например, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в АКЗС Владислав Вакаев рассказал о жалобах жителей Угловского района. Там отменили ежедневный рейс до Барнаула.
«Теперь автобус ходит через день. Люди не могут съездить одним днем, приходится искать место для ночлега, это дополнительные траты», - сказал Вакаев.
Депутаты и жители Крутихинского района, буквально со слезами на глазах рассказали, как сложно жить в селе, откуда не ходит автобус.
«Люди страдают. Но в чем мы виноваты? Мы готовы платить, а нам только одни отписки. У нас последнее отбирают. Сейчас рады и тому, что автобус ходит раз в два дня. Спасибо «Справедливой России», что помогает в этом вопросе», - обратилась к министру житель села Долганки Татьяна Свинцова.
Депутат АКЗС Евгения Боровикова, которая приняла участие в заседании, тоже имеет по этому поводу множество обращений от жителей.
«В крае немало сел, где вообще нет никаких маршрутов. Например, жители Хмелевки, Яново, Гоношихи, Новозыряново Заринского района, а также Березовского, станции Панкрушиха в Панкрушихинском районе не имеют никакой возможности выехать на автобусе. В Алтайском крае вроде как есть тренд на развитие села. Но как его развивать, если люди даже не могут попасть в райцентр. Далеко не каждая бабушка найдет денег на такси, чтобы доехать до больницы», - выступила Боровикова.
Подобные обращения поступают из Косихинского, Солтонского, Троицкого, Первомайского, Шипуновского и многих других районов.
Экономические причины
Александр Дементьев признает, что ситуация во многих муниципалитетах края действительно сложная. Власти объясняют это снижением спроса на межмуниципальные перевозки - такой бизнес в селах давно перестал быть прибыльным.
«Просто нет желающих. Если делать тариф экономически обоснованным, то люди будут пользоваться общественным транспортом меньше», - добавил министр.
В 2020 году ситуация только усугублялась. Из-за пандемии коронавируса пассажиропоток сократился почти на треть.
Но ограничения, вызванные ковидом, не единственная причина. По словам министра, за последние 15 лет число личных автомобилей выросло с 426 до 789 тысяч. С каждым годом все активнее развиваются службы такси и BlaBlaCar, а автобусный парк официальных перевозчиков стареет. Немалое значение имеет и качество дорог.
И что же делать?
Министр Дементьев напомнил, что за маршруты внутри района отвечают местные власти. Часть из них берут на себя поддержку перевозчиков. Например, в Троицком районе заложили в бюджете на год на эти цели около 400 тысяч рублей в год. Подобные решения были приняты и в Локтевском районе. Но это скорее исключение, чем правило.
Даже Барнаул далеко не каждый год находит в своей казне деньги на субсидирование перевозок льготных категорий граждан.
Власти пытаются решать эти проблемы: хоть понемногу обновлять подвижной состав, поддерживать в нормальном состоянии инфраструктуру, субсидировать часть затрат.
Но существующих мер недостаточно. Справедливороссы призывают власти не оставлять людей без связи с «большой землей». И обязательно найти средства на дотации перевозчикам.
«Проблема системная. Да, с одной стороны, это полномочия муниципалитетов. Но мы же прекрасно понимаем, что сами они с этой проблемой не справляются. Нужна целевая программа. Раз уж мы взяли на себя ответственность за возрождение села, то без организации межмуниципального сообщения этого никогда не добьемся», - сказал руководитель фракции «Справедливая Россия» в АКЗС Александр Молотов.
Эсеры настаивают и на более строгом контроле. По словам депутата Долганского сельского Совета депутатов Крутихинского района от СР Александры Лапиной, часто шофер сам не обилечивает всех пассажиров. Едет полный, а говорит потом, что был полупустой, а деньги - в карман.
Глава Сибирского сельсовета Первомайского района Олег Боронин обращает внимание и на нелегалов.
«У нас перевозчики криком кричат, что ГИБДД их «колпашит» за каждый «косяк», а нелегалов нет», - отметил Боронин.
Но депутаты «Справедливой России» не ограничиваются лишь передачей жалоб на краевой уровень. По словам Молотова, эту проблему нужно решать сообща - и депутатам, и чиновникам. Потому что проблема общая.