Ябеды, спойлеры и «бунтующие простаки». Какие роли играют партии на выборах в Госдуму

Театр. Сцена
Театр. Сцена Фото: Andreas Glöckner/Pixabay

Кто является спарринг-партнером, а кто «лабораторной мышью»

Если на стене висит ружье, значит, оно должно выстрелить, гласит известный драматургический принцип. То же самое относится и к участникам российской политической сцены: у всех из них есть давнее амплуа и предназначение, которое нужно исполнять. Как можно охарактеризовать роли партий накануне выборов в Госдуму в сентябре 2021 года, корреспондент «Политсибру» спросил у политических экспертов.

За что боролись. Под какие идеологии создавались российские партии и остались ли верны им сейчас

Поможем разобраться, кто в бюллетене социалист, а кто консерватор

«Единая Россия»: кризисный менеджер или машина одобрения правительственных решений?

Партия власти, безусловно, многогранна: немногие могут даже однозначно определить ее идеологическую начинку. А вот с ее ролью все несколько более ясно: так или иначе, ЕР – лучший друг правительства, или, по словам алтайского политтехнолога Андрея Некрасова, «партия поддержки власти». Которая, зачастую, помогает в принятии непростых решений. В особенности, связанных с необходимостью на чем-то сэкономить. Такой громоотвод, вынужденный отвечать за неудачные решения правительства.

Его коллега по политтехнологическому цеху Виталий Булдаков даже сравнивает ЕР с кризисным управленцем. По его словам, партия власти взяла на себя функцию хозяйственника в условиях сокращения кормовой базы (то есть российской экономики). И «конкурсный управляющий» занимается тем, чем и должен: ищет способы сокращения расходов.

А другой эксперт-политтехнолог уже федерального уровня Евгений Минченко дал «Единой России» (и иным партиями) даже почти настоящую театральную роль. Если ее персонифицировать, то ЕР однозначно становится «правителем».

Что же касается роли ЕР на выборах, то, по мнению некоторых спикеров, она является голосом людей, которые принимают решения на местах, или даже эдакой «партией реальных дел». Отчасти поэтому за нее голосуют и некоторые ее критики. Для некоторых же ЕР попросту становится меньшим из зол.

КПРФ: спарринг-партнер или «сократовский овод»

Коммунистов некоторые эксперты, например, Андрей Некрасов, называют вечным оппонентом власти. Особенно на выборах.

Впрочем, в том, что оппонент заинтересован в победе, уверены далеко не все. Красноярский политэксперт Сергей Комарицын отмечает: руководство «красных» особых претензий к власти не имеет. Однако КПРФ является партией идеологической, и у нее есть свой избиратель, который давит снизу, и заставляет принимает более протестные решения. Именно по этой причине КПРФ объединилась с «Движением за новый социализм» Николая Платошкина, что, как отмечает Комарицын, в Кремле было воспринято очень негативно.

А Евгений Минченко определил КПРФ как этакого «бунтующего простака», который регулярно задает вопросы: почему у нас есть та или иная проблема и почему же мы ее не решаем.

Впрочем, наиболее интересное описание амплуа парламентских коммунистов дал Виталий Булдаков, который давно с ними работает.

«Это знаменитый овод у Сократа, который не дает людям уснуть. Когда финансово-хозяйственная деятельность обрезает нищих и убогих, КПРФ этому мешает», – заявляет Булдаков.

На выборах же в этом году КПРФ, по мнению Евгения Минченко, попробует взять на себя роль отдушины для тех, кто хочет «показать фигу власти». Иными словами, рупором легального протеста.

ЛДПР: политические шоумены или «опытный полигон»

Время «пошуметь». Где и когда смотреть дебаты перед выборами в Госдуму

Предвыборные дебаты будут идти до 16 сентября

ЛДПР и ее роль в системе многие считают полностью зависящей от бессменного лидера Владимира Жириновского, который почти полностью отвечает за все ее рейтинги. Впрочем, роль эта гораздо глубже, чем кажется.

«Через ЛДПР проверяют основные повестки предстоящих избирательных кампаний и политических тем», – считает Андрей Некрасов.

По его мнению, все, что говорит Владимир Жириновский, через несколько лет применяется в России. Владимир Вольфович озвучивает – и это апробируют. Если реакция устраивает власть, то инициативы воплощают в жизнь. Что превращает ЛДПР в эдакую политическую лабораторию, с Жириновским в роли старшего научного сотрудника.

Виталий Булдаков же называет партию однозначным «политическим шоуменом». Но без негативного подтекста. Что отчасти сходится и с оценкой, которую ЛДПР дал Евгений Минченко. Эксперт отметил, что избиратели либерал-демократов голосуют за эстетику партии в большей степени, чем за программу.

Интересно то, что на этих выборах партия не стала седлать привычного конька – быть флагманом оппозиции, считает алтайский политтехнолог Константин Лукин. В этот раз у ЛДПР (впрочем, почти и у всех остальных партий) вообще нет какого-то позиционирования.

«Это такая лебединая песня: мы всего достигли и отошли от дел. Избитые лозунги, невнятные заявления», – говорит он.

«Справедливая Россия – За правду»: политический буфер или «партия заботы»

Роль эсеров оказалась, по мнению многих экспертов, откровенно незавидной. Виной тому некая «мягкость» партии. Так, Евгений Минченко назвал СР партией-маргарином, и партией «вялых лоялистов»: тех кому вроде бы не нравится «Единая Россия», но при этом устраивает кандидатура главы государства в лице Владимира Путина. Однако партия могла бы быть и «партией заботы». Но эту роль очень сильно мешает играть недавнее объединение с «За правду» Захара Прилепина.

«Люди хотят заботы, а им предлагают Сталина», – описал ключевое противоречие в партии эксперт.

Андрей Некрасов назвал СР спойлером «Единой России». По его словам, критиковать власть партия начинает только в предвыборный период. Как только кампания заканчивается, СР голосует «за» основные инициативы правящих кругов, а против голосует лишь по тем вопросам, которые не являются принципиальными. Так и на этих выборах.

Малые партии и открытый кастинг

Малые партии достаточно ярких ролей, в основном, не имеют. Но некоторые все же успели блеснуть. Например, «Родина» и «Новые люди». Первые, по словам Евгения Минченко, являются «радикальными патриотами», а вторые же представляют собой «партию-дворец», которая предлагает изменить жизнь к лучшему за счет отдельных новшеств.

Но комичнее всего роль у «Яблока».

«Это мальчик-ябеда. Который постоянно жалуется, причем зарубеж, что называется в «вашингтонский обком», – оценил политическую работу либеральной партии эксперт.

А Константин Лукин вообще заявляет, что партия давно маргинализировала, скатилась до секты «Свидетелей Явлинского». По этому пути идет на этих выборах.

Остальные же политсилы, по мнению большинства опрошенных специалистов, себя или не проявили, или слишком уж незаметны. Партии не особенно раскрылись: избирательные кампании идут довольно вяло. Те же «зеленые» (коих сразу две партии) – мог ли бы дать столь редкую в стране эко-повестку. Но где она?

Но при этом одна очень важная роль все еще пустует. По мнению Лукина, это «партия регионов». То есть та, которая будет отстаивать интересы субъектов перед федеральным центром. Ее отсутствие эксперт связывает с тем, что централизация в принципе является фундаментальной чертой российской политики.

В общем, похоже, что на тесной арене российской политики новым лицам вряд ли будут рады: весь состав участников укомплектован. Расширения репертуара тоже пока что не предвидится.

«Неизбираемые». Какие требования к своим кандидатам выдвигают алтайские партии

О том, чем руководствуются избиратели, сказано немало. А как выбирают кандидатов сами партии?

Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей