Свои штабы показали журналистам только три партии
Целых три дня в Алтайском крае шли выборы в Госдуму и АКЗС. За ними следили представители политических партий, причем не только на участках, но и в избирательных штабах. Журналисты «Политсибру» побывали на «пунктах наблюдения» за голосованием в последний день кампании, 19 сентября, и посмотрели, как работают активисты на местах.
«Справедливая Россия» – сама серьезность
Самым организованным показался штаб «Справедливой России», который расположился в гостинице «Центральная». Для создания атмосферы эсеры украсили его своими желтыми флагами и российским триколором. Но это все, что создавало здесь как-то праздничный дух. Во всяком случае во время нашего визита.
Когда мы пришли, в штабе было как на уроке строгого учителя. В этой роли выступила секретарь бюро реготделения Анна Коваленко.
В штабе работали члены партии, активисты и помощники депутатов Заксобрания. Они ловили информацию о нарушениях по телефону и через ноутбуки. Все дисциплинировано и по струнке. То тут, то там звучат номера участков, фразы «это провокация», «это нарушение» и так далее. Никто не отвлекается, все увлечены делом и работой, выборы контролируются, как боевая операция.
Часть людей трудилась «в поле»: они ездили по участкам и контролировали оттуда.
Как и на прошлых выборах, эсеры устроили тотальную слежку за всеми спорными ситуациям. И как результат – активнее остальных партии сообщали о нарушениях (впрочем, большинство из которых в избиркоме и провластном Центре общественного наблюдения, организованном Общественной палатой, назвали не такими уж серьезными, а некоторые и вовсе не подтвердились). Хотя была минимум одна история, которая дошла до суда.
Между тем, Анна Коваленко заявила: эсеры нашли «огромное количество нарушений». Большая часть из них устранялась на участках, однако нередко возникали и конфликты.
«Например, на одном из барнаульских УИКов члену комиссии с правом решающего голоса отказывали в выдаче документов и запечатлении факта упаковки бюллетеней в сейф-пакеты. Такая ситуация не единичная. Трендом компании является огромное количество избирателей, которые якобы изъявили желание проголосовать на дому, хотя они приходят в помещение и сообщают, что заявки не подавали», – рассказала Коваленко.
Также у справедливороссов возникли нарекания и к председателям УИКов, которые часто не знали своих полномочий и не умели работать с сейф-пакетами. Организованное голосование трудовыми коллективами по месту нахождения их предприятий тоже насторожило эсеров, однако доказанных нарушений здесь они не увидели.
Всего поступило более сотни жалоб от членов избирательных комиссий, рассказывает Коваленко.
КПРФ – поближе к Ленину
В штабе КПРФ тоже работал колл-центр. Разместили его в актовом зале помещения краевого комитета партии в Барнауле. И работали там, похоже, вообще не покидая рабочее место: за все время присутствия корреспондента в штабе никто из операторов центра ни разу даже не встал со стула. Все это напоминало сцену из фильма «Матрица», где людей подключали к устройствам виртуальной реальности.
Присутствовали в штабе и некоторые из кандидатов в АКЗС и Госдуму: Вячеслав Лаптев, Юрий Кропотин, Александр Ткачев и Антон Арцибашев. Все выглядели прямо таки предельно напряженными: по-видимому, на момент посещения корреспондентом сводки с мест событий были не слишком-то радостными для КПРФ. Как и данные о предварительных итогах голосования: по словам некоторых из участников штаба, людей, которые хотят проголосовать за КПРФ, но ошибаются и ставят галочку за «Коммунистов России» набралось немало (что, отчасти, подтвердилось результатами выборов).
Разумеется, организован был и стол для работающих в штабе. Кормили сторонников в коммунистической штаб-квартире преимущественно сладким, видимо, для лучшей работы мозга. В целом атмосфера не выглядела «суетной»: не было шума или сторонних визитеров, не было даже ожесточенных дискуссий между собравшимися и обсуждения предвыборных прогнозов. Напротив, все было тихо, но напряжение было ощутимо почти физически.
Кстати, КПРФ тоже выследила немало спорных ситуаций.
«Новые люди» – скучающие студенты
Менее напряженная атмосфера была в штабе «Новых людей». Там, отмечает глава алтайского отделения партии Максим Товолошкин, серьезных нарушений на выборах не нашли. Надомников было много, организованный подвоз тоже был, но все это нельзя считать нарушением, сказал собеседник.
Штаб «Новых людей» разместили в офисе партии. И не поскупились на партийный декор. Помещение было буквально увешано баннерами, все работники (сплошь студенты) были в партийной форме (футболках и кофтах). Они общались с наблюдателями с «полей», информацию фиксировали в блокнотах. Судя по тому, как некоторые были исчирканы каракулями, работники в штабе были не сильно заняты.
«Эксцессов нет, даже скучно немого», – признается Товолошкин.
Среди «штабистов» – в основном активисты, но есть и те, кого специально набирали для работы на выборах.
«Они прошли обучение, мы с ними поработали. Многие из них распространяли газеты, собирали подписи под петициями. Здесь очень мало людей, которые пришли в первый раз. Практически все с нами соприкасались, нам доверяют», – объясняет Товолошкин.
Глава алтайского отделения рассказывает, что интересных звонков активисты толком не получили. Из избирателей на «горячую линию» позвонила только бабушка, которая пожаловалась, что для слабовидящих на участках ничего не организовано, в бюллетенях ничего не видно. Но это – единичный случай. В основном, люди не звонят в партию, потому что у них нет веры в выборы, объясняет Максим Товолошкин.
Поэтому телефонные разговоры в основном ведутся с наблюдателями. Они сообщают «штабистам» явку и информацию о нарушениях.
Кандидат в депутаты Госдумы от «Новых людей» и, кстати, организатор работы подобных штабов со стажем, Владислав Вакаев сказал, что все ребята делают правильно.
Атмосфера в штабе «Новых людей» – более свободная, чем у СР и КПРФ. «Начальство» в виде Вакаева и Товолошкина без лишних церемоний и официоза общается со студентами-активистами и проясняет возникающие проблемные вопросы.
Но война войной, а обед по расписанию. Вот активистов позвали на перекус, они дисциплинированно выстроились в очередь и получили свою порцию еды. Некоторые поели прямо в штаб (здесь было организовано небольшое пространство для ланча), а другие отправились на улицу, где установлены специальные лавочки для желающих отдохнуть.
ЛДПР – ты туда не ходи, ты сюда ходи
А вот в алтайской ЛДПР побоялись показывать, как едят сотрудники их штаба. Руководитель партии Владимир Семенов отметил, что журналистам не стоит заходить туда, потому что там есть чай, кофе, люди могут перекусывать. На уговоры показать, кто там работает и что они вообще делают, он не поддался.
Поэтому собственного впечатления «Политсибру» составить не смог. По словам Семенова, в штабе ЛДПР был колл-центр, экран с УИКами, куда «стекалась вся информация». На них представители ЛДПР пытались увидеть нарушения, но почти ничего не нашли. Либерал-демократы засекли разве что организованную группу сотрудников ГИБДД, которые голосовали «стройными рядами». Но информации о том, что кого-либо принуждали ставить галочку за определенную партию, у них нет.
Либерал-демократы обратили внимание, что некоторые сейфы, в которых хранились бюллетени, было плохо видно с камер видеонаблюдения. Иногда документы лежали даже не в сейфах, а металлических ящиках, которые можно легко разобрать. Однако все это – лишь нарекания, а не зафиксированные нарушения.
Кстати, саму ЛДПР в нарушениях обвинили. Так, 17 сентября экс-координатор партии Максим Крайн пришел на выборы в кепке с партийной символикой. Он отказался ее снимать, а потом показал и майку с надписью «ЛДПР». Однако Семенов это нарушением не считает.
«Что плохого в кепке? Мне холодно, а это мой головной убор. Это кепка фирмы Bosco. Я что, не могу ходить в кепке фирмы Bosco? В чем агитация?» – не понимает Семенов. Кстати, у него тоже есть такая кепка.
Кроме ЛДПР, корреспондентов в свои штабы настойчиво не пригласили и единороссы. Мол, все работают «в полях», в штабе и смотреть-то нечего. У «Коммунистов России» ситуационного центра в Барнауле и вовсе не было, его, как и само реготделение, организовали в Бийске.
У «Яблока» штаб в краевой столице имеется, но в период выборов никто там не сидел. Член бюро реготделения партии Вячеслав Филиппов рассказал, что все «яблочники» работали на выездах, на участках, а сидеть на телефонах было некому.