За исключением двух субъектов, везде наблюдалось протестное голосование
Сибирские регионы (за исключением двух субъектов) на выборах в Государственную Думу оказались весьма протестными. «Политсибру» оценил, как голосовали разные регионы за разные партии.
Алтайский край
Голосование за кандидатов Госдуму в регионе вышло хоть и протестным, но не столь радикальным, как в случае с выборами в краевой парламент (где «Единая Россия» неожиданно упустила 15 одномандатных округов). Прошли трое из четырех одномандатников: Даниил Бессарабов, Александр Прокопьев и Иван Лоор. А вот на четвертом округе победила коммунистка Мария Прусакова.
По спискам же ЕР получила в Алтайском крае 33,68% голосов. Кстати, на уровне России это 70-е место, что для партии даже небольшая победа, ведь пять лет назад в алтайской ЕР был вообще самый худший результат. В этот раз еще меньше было в Хакасии, Омской и Томской областях.
Коммунисты взяли 30,54%. Это шестой результат по стране. Активнее за КПРФ среди регионов Сибири голосовали только в Омской области.
Другие партии парламентской четверки взяли заметно меньше: 9,1% у ЛДПР (34 результата партии по стране) и 9,8% у «Справедливой России» (20-й результат по стране). Что, опять же, вполне может быть связано с протестным трендом.
И даже «Новые люди» смогли набрать свои 6% (41-е место по стране), что было для региона достаточно неожиданно: считается, что НЛ это партия «столичная». Вполне возможно, что помогло тут то, что в регионе партию ассоциируют с достаточно известным в крае (особенно, опять же, в его столице) политиком Владиславом Вакаевым.
Республика Алтай
Здесь на единственном одномандатном округе шла ожесточенная борьба между кандидатом от ЕР Романом Птицыным и коммунисткой Марией Деминой. Победителем пусть и не без труда вышел Птицын. В целом партия власти взяла в регионе 38,5%. Это выше, чем в соседнем Алтайском крае (если край на 70-м месте, то республика на 47-м). КПРФ шла следом и получила 30%, что на фоне страны тоже много (7-е место для партии по РФ).
ЛДПР набрала 7,85%, а СР – 8,85%. Обе партии по процентам схожи с отделениями в Алтайском крае. А вот «Новые люди» не набрали и проходного балла: 4,9%.
Новосибирская область
Опять же, высокое протестное голосование: за ЕР голоса отдали 35,2%, за КПРФ – 25,8%. Для партии власти это 62 место, для партии красных – 21-е место. И это несмотря на то, что последние годы многие жители Новосибирска демонстрируют серьезное недовольство мэром-коммунистом Анатолием Локтем (вплоть до попыток досрочно отправить его в отставку). А между тем, в столице проживает 1,5 млн человека из 2,7 млн населения региона.
ЛДПР взяла в Новосибирской области 9,61%. А СР – 6,9%.
Зато «Новые люди» набрали отличные 8,7%. Что, отчасти ожидаемо: до этого они неплохо выстрелили на выборах в областное Заксобрание в 2020 году, получив там три мандата. Кстати, в борьбе с «локтевластием» в Новосибирске они также активно участвуют.
Красноярский край
Вновь довольно низкий результат «Единой России»: 34,6%. И это при том, что регион, во-первых, считается относительно «сытым» и обеспеченным: большинство конфликтов в субъекте связаны с вопросами экологии. КПРФ взяла 22,8% (это 28 место по стране для партии). И это довольно неплохо, учитывая, что реготделение партии считается одним из самых слабых в Сибири.
А вот у ЛДПР в Красноярске один из лучших результатов по стране: 13,6%. Это четвертое место по России и третье в регионе. У СР – 6,14%, у «Новых людей» заметно выше среднего «среднего по больнице» – 7,84%. Успех НЛ, кстати, может быть как раз и связан с относительно высоким уровнем жизни в регионе.
Омская область
«Единая Россия» тут набрала 32,9%, и это 75 место по стране. Коммунисты же наоборот получили один из лучших результатов в России – 31,1%. Это пятое место по голосованию за КПРФ среди всех субъектов.
ЛДПР набрала 7,2%, у СР – 8,2%. «Новые люди» отстрелялись весьма неплохо: с результатом в 7,62%, обогнав, таким образом, либерал-демократов.
Любопытно также, что в Госдуму ушла мэр Омска Оксана Фадина. Она победила на одном из одномандатных округов, а значит, от мандата явна отказываться не будет. По всей видимости, лучше быть рядовым депутатом, чем первым лицом Омска. А вот два других округа забрали коммунисты Олег Смолин и Андрей Алехин.
Томская область
Тот же протестный тренд. Вновь ниже 35% у ЕР, а именно, 32,7%. Коммунисты набрали 22,4%. У ЛПДР хороший для этой кампании результат в 12,06%. У эсеров 8,5%. А у «Новых людей» 9,36%, что может быть связано с голосованием студентов, которых в сибирских Афинах пруд пруди.
Кемеровская область
Аномальный регион: там стабильно высокая явка, в этот раз она составила 73%. За партию власти проголосовали сразу 70,8% избирателей, что дало девятый результат в стране. У коммунистов набралось 9,3% голосов (79 место по стране), у либерал-демократов – 6,2%, у эсеров – 5,69%, у «Новых людей» и вовсе 1,8%.
Видимо, протестного голосования тут не произошло: как и Красноярск, регион считается относительным успешным, но с экологическими проблемами.
Иркутская область
Самая худшая явка на выборах в стране: 36,9%. КПРФ взяла 27,8%, обеспечив обкому партии 13 место по стране. У «Единой России» было всего 35,39%, у ЛДПР – 8,59%, у СР – 6,69%, а у «Новых людей» пятый результат по стране и 9,83%.
Интересно участие в выборах экс-губернатор региона Сергея Левченко, который ассоциируется у многих с «радикальным» крылом КПРФ. Коммунисты также забрали здесь и один из четырех одномандатных округов (остальные у ЕР).
Республика Тыва
Это регион, пожалуй, с самой загадочной картиной голосования. Огромная явка в 83,28% и один из лучших результатов для ЕР: 85,34%. Коммунисты получили скромные 4,2%, ЛДПР – 1,8%, У СР – 3%, а «Новые люди» получили 2,28%. В общем, у оппозиции совершенные крохи.
Особенно любопытны эти результаты на фоне того, что Тува считается не просто проблемным регионом, а одним из самых бедовых и в Сибири, и в стране. Видимо, это как-то связано с тем, что коренное население региона исповедует буддизм, который к разного рода протестам и прочей мирской суете не располагает.
Республика Хакасия
Вновь один из самых низких показателей явки на выборы в стране: 37,5%. Хуже только в Иркутской области и Санкт-Петербурге. И опять же, один из самых низких показателей у ЕР: 33,36%. КПРФ уступает лишь едва (29,85%). У ЛДПР здесь было 8%, СР забрала 6,58%. И отличные и труднообъяснимые 9,85% у «Новых людей».
Занимательная география
Нельзя не обратить внимание и на регионы, которые Сибирью являются географически, но не юридически. Это, например, Якутия, Бурятия и Забайкальский край.
В Якутии – высочайшая в стране поддержка КПРФ (35,15%), обгоняющая поддержку ЕР (33,2%). Также и там, и в Бурятии отличные результаты у «Новых людей» (9,8% и 11,2% соответственно). Что, очевидно, связано с появлением в рядах партии популярного оппозиционного политика из Якутии Сарданы Авксентьевой. Кстати, хороший результат НЛ получили и в Калмыкии (12,23%), и, как уже было сказано, в Хакасии.
А Забайкальский край в целом вписался в протестный тренд: 38,3% – ЕР, 20% – КПРФ, 8,3% – СР, 9,4% – «Новые люди» и 12,2% – ЛДПР. Впрочем, последнее может быть связано и с тем, что Забайкалье – это буфер между Сибирью и Дальним Востоком, где либерал-демократы традиционно очень сильны. Собственно, именно там они и получили свой лучший результат: 16% в Хабаровском крае.