Главы всех фракций готовятся к жарким дискуссиями и необходимости договариваться
Первое заседание нового созыва парламента Алтайского края подтвердило предположение экспертов: с изменением расклада сил в АКЗС будет больше политической конкуренции. Дискуссии были и раньше, но в прошлом созыве острыми речами отличалась только оппозиция, теперь в политические баталии вступают и единороссы. Да и градус стал повыше. Чего ждут от созыва все пять фракций? Об этом их руководители, а также и глава краевого парламента рассказали журналистам во время сессии №1 в минувший четверг, 7 октября.
Жесткие дискуссии и популизм
Этот созыв будет непростым, сложнее предыдущего. Во-первых, за счет большего числа фракций: не четырех, а уже пяти. А во-вторых (и в главных) за счет усиления левой оппозиции, настроенной очень решительно.
Спикер краевого парламента Александр Романенко признает: будет непросто.
«Не исключаю, что будут и дискуссии, жесткие дискуссии, и популистские заключения, и лоббирование политических интересов. Но я глубоко надеюсь, что мы все будем подключены к единой мысли работать во благо Алтайского края и принимать решения и законы, которые действительно исполнимы и будут направлены на реальную сторону дела – развитие региона и жителей края», – рассказал он журналистам сразу после своего избрания на этот пост. Это было первое решение нового АКЗС. И принято оно было в жарких дискуссиях.
Очевидно, что и самому спикеру в этот раз будет сложнее. Договариваться придется больше, ведь сейчас у «Единой России», членом которой является Александр Романенко, уже нет абсолютного большинства. Если раньше силы внутри оппозиции были примерно равны, то теперь главным противников явно станет КПРФ. Но и остальные фракции (прежде всего, ЛДПР и «Справедливая Россия») будут заинтересованы в торге ради достижения своих целей.
А еще будет больше «говорящих голов». Почти все основные депутаты-ораторы из прошлого созыва перешли в новый. Плюсом к тому будут коммунисты, которые уже на первой сессии показали, что за словом в карман не полезут. И, если надо, покажут зубы, всем своим визави.
Волнение есть
Глава фракции «Единая Россия» Сергей Приб признался, что у ЕР есть некоторое волнение, но единороссы готовы к разъяснению своей позиции.
«Главное отличие нового созыва от предыдущего – парламентская пятерка, а не четверка. От того, возможно, будут дольше проходить заседания комитетов, которые предшествуют каждой сессии. Нас уже не 45, а 31, так что работать будем уже в других условиях. Будем конструктивно взаимодействовать со всеми», – сказал он.
Приб заверил, его команда сформирована из профессионалов почти из всех секторов реальной экономики и жизни, от здравоохранения до социальной сферы. Все – явно выраженные лидеры, добившиеся успеха в своих сферах. И внутри ЕР тоже есть дискуссии, никто ничего не замалчивает, всегда открыто обсуждают проблемы. А потому готовы обсуждать их и с другими фракциями. Тем более, что опыт работы с ЛДПР и СР уже есть, добавил депутат.
Конструктивили, конструтивим и будет констиктивить
Старый-новый глава фракции «Справедливая Россия» Александр Молотов оседлал своего любимого конька. Он заявил, что эсеры были самыми активными в законотворческом плане в прошлом созыве, продолжат такую работу и в этом. Причем теперь СР будет предлагать не только новые инициативы, но и отвергнутые старые. Например, расширение списка оснований для льгот по транспортному налогу.
«С учетом увеличения оппозиции, отсутствия гегемонии «Единой России» мы посмотрим все прежние инициативы на предмет возможности принять их в новом созыве. Мы как всегда будем находиться в конструктивном диалоге со всеми фракциями», – сказал Молотов.
Он предположил, что по некоторым вопросам оппозиционные фракции все же смогут договориться. Например, по теме возвращения выборности мэров. Ее в прошлом созыве поддерживали и эсеры, и коммунисты, и либерал-демократы. Молотов настаивает, что именно его фракция разработала и внесла в АКЗС соответствующий законопроект.
Впрочем, эсер также высказал опасения, что новый созыв (не в пример фракции СР) может стать менее конструктивным, чем предшествующий.
«Надеюсь, что все депутаты будут работать с учетом интересов избирателей. Ибо людям не нужна демагогия, говорильня. Им не интересно, кто как голосует, им нужны изменения жизни к лучшему, здесь и сейчас», – добавил Александр Молотов.
Слышать и слушать
ЛДПР существенно сократила свое представительство: c девяти до четырех депутатов. Но глава фракции Владимир Семенов, кажется, настроен оптимистично.
«Настроение у нас рабочее. А работать придется более напряженно, но мы к этому готовы. У нас команда профессионалов», – сказал он журналистам.
Семенов заверил, что он и его коллеги приготовили много социальных вопросов, которые они намерены решать в новом созыве. Но каких именно не назвал, сославшись на усилившее соперничество.
«Не буду раскрывать всех карт, потому что у нас появились конкуренты, некая оппозиционная конкуренция в этом созыве будет. Но это хорошо: чем больше рабочих инициатив, тем скорее в спорах рождается истина. То, что нет большинства, значит что все будут друг друга не только слышать, но и слушать, и находить компромиссные решения на благо жителей края», – заявил либерал-демократ.
Именно поэтому созыв будет продуктивным и интересным, уверен он. ЛДПР же открыта к диалогу «со всеми здравыми силами».
Но чтобы объединились сразу все четыре оппозиционные партии нужен «красивый закон с оттенками популизма», сказал Семенов, имея ввиду действительно острую социальную тему.
Максимально громко
Вот уж кто-кто, а КПРФ действительно начинает созыв с бодрым настроением. Новый глава фракции Александр Ткачев заявляет, что коммунисты будут брать не только количеством (а их в АКЗС теперь 24 человека), но и качеством. КПРФ в этот раз чаще остальных упрекают в проведении в АКЗС не просто ноунеймов, но случайных людей, непрофессионалов.
«У нас четыре человека, которые ранее уже были депутатами АКЗС, еще человек восемь депутатов муниципального уровня. Можно ли говорить, что они непрофессионалы? А еще это представители бизнес-сообщества и так далее. Ну и пролетарии, бывшие пролетарии, как без них. Мы будем достойно представлять интересы жителей края. Законопроектов куча, обо всех сразу не расскажешь», – заявил он.
Что же касается взаимоотношений со второй коммунистической фракцией (это «Коммунисты России», та самая новая и пятая политическая сила в АКЗС), то тут Ткачев перелагает ответственность на них.
«Это будет зависеть от позиции компроссов во время голосования. Если они будут стоять на страже интересов людей, которые за них проголосовали, те 2%, кто придерживается коммунистических взглядов, но не голосовали за КПРФ и все остальные, кто ошибся (имеет ввиду, успех КР из-за того, что они стояли в бюллетене на выборах в АКЗС выше, чем КПРФ и таким образом, по оценке экспертов, и набрали свой процент – прим.ред.). Так вот если они будут отстаивать интересы этих избирателей, у нас не будет оснований не взаимодействовать с ними», – добавляет он, не упустив шанса кольнуть своих главных врагов.
А еще от КПРФ ждут громких и популистских заявлений. На это Ткачев ответил, что у фракции нет задачи «заявляться на каждой сессии только ради того, чтобы заявиться». Но они будут выступать «по всем важным вопросам» и высказывать свою позицию «максимально громко».
«Коммунисты традиционной ориентации»
«Коммунисты России» – неожиданные для многих (и даже, наверное, для себя) новички в АКЗС. У них четыре депутата, трое из которых не из Алтайского края. Единственный местный – избранный главой фракции, молодой и только начинающий политик Сергей Матасов.
Отсутствие опыта депутатской работы фракцию не смущает. Комроссы намерены заседать в АКЗС не просто «конструктивно и на благо жителей», но и еще быть ни чем иным, как «мостиком» между двумя главными политическими силами нового созыва АКЗС – «Единой России» и КПРФ.
Впрочем, судя по острым пикировкам между «большими» коммунистами и единороссами уже на первой сессии, «малые» коммунисты вряд ли вообще смогут вставить свои «пять копеек» в намечающемся противостоянии.
Насчет «мостика» политические эксперты высказывают большое сомнение, «вангуя», что комроссы-то как раз будут во всем поддерживать партию власти, а не «традиционных» коммунистов, то есть КПРФ.
Вот, как на это ответил Матасов:
«Мы себя считаем коммунистами традиционной ориентации. А те – нетрадиционной ориентации, которые 30 лет в Госдуме сидят и изображают видимость, что они коммунисты. Но будем работать, будем находить настоящих коммунистов, будем предлагать им вступать в нашу фракцию, поддержать наши законопроекты».
Впрочем, какие именно, он пока не сказал. Но фракция намерена решать вопрос с сиротами, чтобы те «получили свое».