Компании даже получают бонусы за периодическое отключение электричества
Главный принцип любой экономии – не используй. Не лей воду просто так, не жги свет. И это работает не только на бытовом уровне, но и на промышленном. Но если дома нам достаточно просто нажать на выключатель или выдернуть шнур из розетки, то на большом предприятии нужна целая программа. И такая сейчас в России есть. Называется «Управление спросом». Как это работает и зачем все это нужно, «Политсибру» рассказали в «Алтайэнергосбыте».
«Управление спросом»
УС – федеральный проект, запущенный в стране в 2019 году.
Его суть в том, чтобы стимулировать потребителей сокращать пользование ресурсом в определенное время.
Если коротко, то система электроснабжения получает оптимизацию нагрузки в пиковые часы работы генерирующего оборудования путем сокращения загрузки наиболее дорогих и неэффективных производителей электрической энергии.
Исполнителями программы (их называют агрегаторами) являются сбытовые компании. В Алтайском крае это, в том числе, и АО «Алтайэнергосбыт» – одна из крупнейших энергосбытовых компаний в Сибири.
«Управление спросом – это снижение потребления электрической энергии конечными потребителями относительно их обычного профиля нагрузки в ответ на стимулирующие выплаты, предусмотренные для того, чтобы снизить потребление в периоды высоких цен на электрическую энергию на оптовом рынке», – рассказали в компании.
Так, и как это все работает?
«Идея заключается в том, что участник проекта в определенные часы снижает (перераспределяет нагрузку на другие часы, либо вовсе выводит оборудование из работы) потребление электроэнергии в объеме, который заявляет, и получает за это вознаграждение», – рассказали в «Алтайэнергосбыте».
По факту получается даже двойная экономия: ты не платишь за потребленную в часы простоя электроэнергию и получаешь бонусы.
С первым понятно, а что это за бонусы? А это деньги.
«Вознаграждение участнику выплачивается, поскольку при снижении им потребления меняется режим работы всей энергосистемы, сокращается загрузка дорогого и неэффективного генерирующего оборудования, а вследствие снижается цена на электрическую энергию для всех участников рынка», – уточнили в компании.
Но для участия в программе рубильник нужно выключать не когда удобно, а по установленному графику.
Ее устанавливает системный оператор через агрегатора. Таких «темных» периодов не может быть более пяти в месяц. И длятся они всего-то по два или четыре часа. Агрегатор сообщает эти часы и компания снижает энергопотребление. Но предприятие само решает, отказываться ей от ресурса в конкретный день и час или нет.
Кроме того, перед началом такой совместной экономии, агрегатор и участник проекта обсуждают график потребления, режимы работы, производят расчеты, необходимые для выбора оптимального варианта участия потребителя в системе управления спросом.
Условий для участия совсем немного: нужно вести почасовой учета электроэнергии и иметь возможность ежедневной передачи данных агрегатору.
Сколько электрической энергии экономится благодаря проекту?
Потребители «Алтайэнергосбыта» таким образом выключали до 1 МВт за один такой «световой локдаун».
В первый год (вторая половина 2019-го) участие сбытовой компании в проекте ее потребители «недокрутили» всего-то 0,3 МВт. Зато уже на следующий год в 13 раз больше – 4 МВт. За девять месяцев 2021 года экономия составила 3,1 МВт.
Кстати, высокие показатели прошлого года связаны не столько с пандемией коронавируса (помните, некоторые предприятия в период первого локдауна приостановили свою работу), а с расширением участников проекта в Алтайском крае.
И что это за компании?
Активнее всего в проекте участвуют ООО «Алтайская Буренка» (производит молочную продукцию), ООО «Техстрой» (производственное предприятие), ООО «Ледовый» (Ледовый дворец спорта «Карандин-Арена») и ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
«Алтайская Буренка», например, получает каждый месяц за счет проекта около 10% от своих затрат на энергоснабжение.
«Участвуем в проекте по управлению спросом с начала 2020 года. Постоянно выполняем различные мероприятия по снижению затрат на приобретение электроэнергии и мощности, решили откликнуться и на это предложение гарантирующего поставщика электроэнергии», – рассказал главный энергетик компании Алексей Борисов.
Это существенная экономия для такого серьезного производства.
Как и для спортивного объекта – ледовой арены.
По словам генерального директора ООО «Ледовый дворец спорта «Динамо» Алексея Чемоданова, управление спросом на электроэнергию позволяет компенсировать часть затрат на содержание «Карандин-Арена» в Барнауле.
«Сначала были сомнения в целесообразности периодических отключений оборудования в рамках проекта, так как у нас используются холодильные установки для поддержания в должном состоянии искусственного ледового покрытия арены. В результате процесс отработали и пришли к выводу, что нам этот проект подходит, продолжаем в рамках него работать», – рассказал он.
Кстати, заключить контракт с «Алтайэнергосбытом» на участие в проекте может как уже действующий клиент компании, так и потребитель электроэнергии иных поставщиков. При этом сам контрагент может работать далеко за пределами Алтайского края и Республики Алтай.
Зачем все это нужно?
Главная задача – сократить наиболее дорогое производство электроэнергии. А также за счет этого уменьшить и выбросы углекислого газа при ее производстве.