Депутаты и общественники Барнаула рассказали, как можно улучшить жизнь пешеходам краевой столицы
10 человек скончались, почти 200 получили травмы – таковы печальные данные статистики ДТП на пешеходных переходах в Алтайском крае с начала 2021 года. Каждый такой случай заставляет людей бояться дорог все сильнее. Ведь если на пешеходных переходах нельзя чувствовать себя безопасно, то где тогда можно?
Появляются и другие вопросы. Почему в Барнауле случаются ДТП, в том числе со школьниками? Что нужно сделать, чтобы на пешеходных переходах стало спокойнее? Можно ли вообще что-то изменить, или сбитые люди на «зебре» – это трагическая случайность, от которой никогда не избавиться? Об этом «Политсибру» поговорил с общественниками, депутатами и водителями города.
«Зебра» не может – светофор поможет?
Главная «пешеходная» проблема Барнаула и Алтайского края в целом – недостаточное количество регулируемых пешеходных переходов. Так считает бывший генеральный директор ООО «Дорожные знаки Алтая» и эксперт Общероссийского народного фронта в Алтайском крае Евгения Гущина.
По официальным данным, всего в Барнауле 1,6 тысячи пешеходных переходов. И только треть из них (547) оборудованы светофорами.
Общественники из ОНФ активно продвигают эту тему и выступают за увеличение числа светофоров в городе. При этом, говорит Гущина, сделать это легко, никаких сложностей в процедуре нет. Да и основания простые: если вечерний и утренний трафик превышает норму, то в этом случае нужно менять нерегулируемый переход на регулируемый.
Но чтобы власти действительно занялись вопросом, нужно обращение депутатов или жителей района, объясняет эксперт. Сами чиновники же не смотрят, где нужно сделать регулируемый переход, и поэтому ориентируются только на «зов со стороны».
К тому же, это «удовольствие» не из дешевых. Сейчас полностью оборудовать один такой объект стоит около 2 млн рублей. Однако денег у города на это, судя по всему, нет. В 2021 году в Барнауле появилось всего три регулируемых пешеходных перехода.
«Мы дороги ремонтируем, а на безопасность денег вообще не выделяем. В процентном соотношении это мизерная доля», – говорит Евгения Гущина.
Однако за увеличение числа светофоров ратуют не все. Так, депутат АКЗС и директор ООО «Барнаульского дорожно-строительного управления № 4» Николай Данилин считает, что слишком зарегулированные движение приведет к большим пробкам.
«Если на каждом перекрестке светофоры ставить – давайте тогда все пешком начнем ходить, трафик встанет. Нужно просто привести переходы в нормативное состояние», – уверен Данилин.
Депутаты Барнаульской городской думы Алексей Скосырский и Иван Огнев коллегу из АКЗС поддерживают и тоже считают, что резкое увеличение числа светофоров в городе приведет в транспортному коллапсу и лишит водителей комфорта и возможности нормального передвижения. Поэтому если и ставить «электронных инспекторов», то только на самых проблемных и аварийных участках Барнаула.
Да будет свет?
А почему бы, например, не наделать везде «лежачих полицейских»? Евгения Гущина говорит, что идея нашлепать во всех опасных местах искусственные неровности – это «профанация и идиллия, ведь сегодня очаг аварийности находится в одном месте, а завтра – в другом».
Выход из тяжелой ситуации (помимо установки светофоров) она видит в дорожных знаках, разметке и освещении.
Причем последнее – особенно важно. Водители Барнаула жалуются, что в городе немало мест, где выходящих на «зебру» людей просто не видно. Таксист Александр рассказывает, что на второстепенных улицах ему приходится буквально вглядываться в темноту. Если человек низкого роста, то заметить его становится еще труднее. Освещение он называет главным недугом барнаульских дорог.
Начальник отделения пропаганды ГИБДД Барнаула Геннадий Кузнецов отмечает, что ситуацию с освещением городских улиц и дорог инспекторы контролируют. Если выясняется, что где-то света недостаточно, то ведомство выписывает представления барнаульскому комитету по дорожному хозяйству. Однако и сами пешеходы должны быть внимательны и носить на одежде светоотражающие элементы, «чтобы водитель их увидел и пропустил».
По мнению депутата Николая Данилина, такие световозвращатели должны быть не только на людях, но и на «зебрах».
«Желательно, чтобы на пешеходных переходах были световозвращающие элементы и самое главное, чтобы была обеспечена видимость, и водитель мог начать снижать скорость. Особенно это важно зимой, когда у машины длинный тормозной путь», – отмечает депутат.
Добиться же от людей, чтобы они прикрепляли специальные элементы к одежде труднее, чем поставить их на переходах, отмечает депутат Иван Огнев. Причина – в низкой культуре людей.
«Пешеход всегда прав, но не всегда жив»
По мнению всех экспертов, одной из причиной трагичных ДТП является как раз эта «низкая культура».
У пешеходов часто «как будто нет инстинкта самосохранения, потому что водитель все равно всегда виноват», говорит Николай Данилин. Люди очень часто выходят на дорогу, не проанализировав, что на ней происходит, несутся на него машины или нет.
Так, например, было в мае 2021 года, когда Автомобиль Nissan Primera сбил девятилетнюю девочку на нерегулируемом пешеходном переходе на улице Сухэ-Батора в Барнауле. Она буквально выбежала из-за кустов.
«Конечно, пешеход всегда прав, но, к сожалению, не всегда жив. Часто человек, даже не оглядываясь, идет в наушниках, в капюшоне. Водитель виноват, если не пропустил его, но и пешеход должен посмотреть внимательно, чтобы человек за рулем увидел его и снизил скорость», – объясняет народный избранник.
Депутат Огнев видел ситуации, когда родители или бабушка не просто перебегали дорогу в неположенном месте или на красный свет, но еще и тянули за собой детей. По его словам, такое поведение – это «глобальная проблема», которую нужно как-то решать.
Водителям и пешеходам города нужно лучше объяснять, как надо переходить дорогу, вторит остальным спикерам Евгения Гущина. По ее мнению, сейчас такой пропаганды не просто мало – она практически отсутствует.
«Очень мало информации в автобусах, на баннерах, в транспорте и так далее. Нужно людям постоянно напоминать о безопасности», – рассказывает эксперт.
Особо опасны
Что касается конкретных пешеходных переходов, то водители назвали несколько проблемных мест. Это, например, перекресток улиц Северо-Западная и Смирнова в сторону Петра Сухова. Там, говорит один из автолюбителей, в темное время суток ничего не видно, даже разметки.
Также водители упомянули пешеходный переход рядом со зданием по адресу ул. Горская, 1 (у остановки Барнаульский молочный комбинат), на перекрестке улиц Энтузиастов и Попова, напротив Теплого рынка на ул. Целинная, 3, на пересечении улиц Космонавтов и Солнечная поляна, на улице Кавалерийской и «зебру» по ул. Георгия Исакова (между ул. Попова и ул. Шукшина).
Спасти жизни можно, но это дорого
Самый лучший способ решить эту проблему, отмечает депутат Николай Данилин, просто «развести» потоки пешеходов и автомобилей. Сделать это можно только с помощью надземных и подземных переходов. Тогда машина физически не сможет сбить человека.
Сейчас в Барнауле всего пять подземных переходов. Надземных в самом городе нет вообще – только за его пределами. В 2012 году после смертельного ДТП с детьми на переходе у ТРЦ «Европа» (в нем скончался четырехлетний мальчик, а девочки девяти и 12 лет получили травмы) власти задумались над тем, чтобы сделать там такую переправу. Однако разговоры так ни к чему и не привели – проект оказался слишком ресурсоемким.
«Когда говорят «дорого», появляется вопрос: а что может быть дороже человеческой жизни?» – говорит Данилин.
Общественница Евгения Гущина объясняет, что власти действительно пытались найти финансирование. Они даже обсуждали вопрос с владельцами «Европы», но добиться ничего так и не удалось.
«В результате у нас земельный участок на кадастре выделен под строительство пешеходного перехода, но на протяжении уже десяти лет так ничего и не произошло. В национальный проект его не включают, хотя это можно было бы сделать», – рассказала Евгения Гущина.
При этом надземный переход на участке необходим, отмечает эксперт. Трафик на Павловском тракте высокий, дорогу переходят десятки тысяч людей каждый день. Из-за недофинансирования вопрос уже несколько лет «висит в воздухе», и никаких конкретных решений по нему нет. По этому поводу «Политсибру» направил запрос в мэрию Барнаула, ответ пока еще ждем.
Однако даже если бы у города чудом нашлись деньги на один, а то и несколько надземных пешеходных переходов, то пользоваться ими помешал бы все тот же недостаток культуры, считает Алексей Скосырский.
«Люди пойдут по ним, только если выстроить железобетонный трехметровый забор», – считает народный избранник.
Получается, что помимо проблемных переходов с плохим освещением, разметкой и без «лежащего полицейского» прибавляются еще и системные проблемы – отсутствие денег на большие проекты, недостаточный контроль за состоянием пешеходных переходов и невысокая культура как у водителей, так и у пешеходов. Из-за всего этого переход остается не островком безопасности на дороге, а местом, где запросто можно распрощаться с жизнью или получить тяжелые травмы.
Напомним, мы сейчас говорим об этой вечнозеленой проблеме из-за недавнего смертельного ДТП. 11 ноября водитель «маршрутки» №65 сбил 14-летнюю барнаульскую школьницу на нерегулируемом пешеходном переходе. На улице в тот момент было темно.
Барнаульская ГИБДД попросила водителей и пешеходов города быть внимательнее на дорогах. Для усиления эффекта в инспекции приводят страшную статистику: за 10 месяцев 2021 года в городе произошло 128 ДТП с участием детей до 16 лет. 130 школьников получили травмы. Скончалась только одна 14-летняя девочка – как раз 11 ноября. А 70 несовершеннолетних пострадали. 29 из них – на пешеходных переходах.