Почти треть народных избранников все же проголосовала против главного финансового документа региона
Алтайские депутаты в окончательном втором чтении приняли закон о краевом бюджете на 2022 год. За время доработки главный финансовый документ региона подрос на несколько миллиардов, а поступившие поправки удовлетворили почти в полном объеме. Но несмотря на такие достижения, часть депутатов оказалась недовольна «тихим» распределением федеральных денег, а кому-то доходы все равно показались малы. Как изменился бюджет Алтайского края на следующий год, на что пошли дополнительные деньги и чем не устроила подросшая казна – в материале «Политсибру» с сессии 26 ноября.
Каким будет бюджет Алтайского края на 2022 год
Основные параметры
- Доходы – 140,9 млрд рублей (на 14% больше первоначального варианта 2021 года), в том числе:
- 68,1 млрд рублей – налоговые и неналоговые поступления (+15%),
- 72,8 млрд рублей – поступления из федерального бюджета (+13%).
- Расходы – 151,2 млрд рублей (+17%),
- Дефицит – 10,3 млрд рублей.
Что заработает Алтайский край в 2022 году:
- 23,5 млрд рублей НДФЛ,
- 16,6 млрд рублей налога на прибыль организаций,
- 14,4 млрд рублей акцизов,
- 4,9 млрд рублей налога на имущество организаций,
- 3,7 млрд рублей налога на совокупный доход,
- 2,3 млрд рублей транспортного налога,
- 1,7 млрд рублей неналоговых доходов,
- 667 млн рублей иных доходов.
Куда потратит деньги Алтайский край в 2022 году:
- 49,9 млрд рублей – социальная политика,
- 36,8 млрд рублей – образование,
- 28,2 млрд рублей – национальная экономика,
- 15 млрд рублей – здравоохранение,
- 8,5 млрд рублей – жилищно-коммунальное хозяйство,
- 4,4 млрд рублей – межбюджетные трансферты,
- 2,5 млрд рублей – культура и кинематография,
- 2,3 млрд рублей – общегосударственные вопросы,
- 1,5 млрд рублей – физкультура и спорт,
- 1,7 млрд рублей – прочие расходы.
Превысил ожидания
Ко второму чтению краевой бюджет по доходам подрос на 6,7 млрд рублей, по расходам – на 10,3 млрд рублей. Вместе с тем на 3,5 млрд рублей увеличился и размер дефицита.
Как пояснил министр финансов Данил Ситников, ко второму чтению из федерального бюджета Алтайскому крае дополнительно «перепало» 6,4 млрд рублей.
А вот собственные доходы «прибавили в весе» на 266 млн рублей. И все из-за корректировки прогноза по поступлениям от акцизов на нефтепродукты.
Расходы повысили с учетом поправок от депутатов, прокуратуры и других органов власти.
«Удалось удовлетворить более 120 поправок (из 131 поступившей – прим.ред.). Это выше ожиданий депутатского корпуса. Причем на 5,5 млрд рублей. Такого в истории последних лет созывов не было», – подчеркнул председатель бюджетного комитета АКЗС Антон Васильев.
И вот как распределили деньги.
- 3,5 млрд рублей в 2022 году (а в 2023-м – 5,7 млрд рублей) пойдет в качестве инфраструктурных бюджетных кредитов.
- По инициативе губернатора Виктора Томенко на 986 млн рублей увеличили расходы на оплату труда «неуказных» категорий бюджетников. С января 2022 года их зарплата увеличится на 6,4%, а с октября – на 4% (а у «указных» зарплата с начала года подрастет на 15,9%).
- По просьбе депутатов на 4% проиндексируют социальные выплаты. И на эти цели дополнительно предусмотрели 143 млн рублей. Размер регионального маткапитала увеличится до 59,9 тысячи рублей, подрастут ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда (до 665 рублей), труженикам тыла и жертвам политических репрессий (до 645 рублей).
- Муниципалитеты получат дополнительной еще 1,5 млрд рублей поддержки.
- 257 млн рублей распределили на дорожное хозяйство, 210 млн – на благоустройство, 75 млн – на поддержку местных инициатив (итого в 2022 году на эти цели направят 375 млн рублей).
- 400 млн рублей пойдет на антитеррористическую защищенность школ, 480 млн рублей – на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
- По 100 млн рублей запланировали дополнительно на замену лифтов в многоквартирных домах и поддержку городского электротранспорта.
Изначально уровень дефицита был заложен предельный. Сейчас он стал еще больше. Но как пояснил Ситников, в этом нет нарушений. В соответствии с изменением бюджетного законодательства размер дефицита может быть превышен на сумму инфраструктурных бюджетных кредитов (а их как раз 3,5 млрд рублей).
Что о бюджете думают депутаты?
ЛДПР: «время нас рассудит»
Либерал-демократы бюджет поддержали. Ведь большинство их поправок к проекту все учли (так или иначе). Хотя оказались недовольны некоторыми моментами.
Лидер фракции Владимир Семенов убежден, что за счет инфляции доходы краевого бюджета на 2022 год будут гораздо больше. Но в минфине с его мнением не согласны.
«Данил Геннадьевич, время нас рассудит. Но у меня есть предложение, если мы вернемся к распределению этих дополнительных доходов, то предложения фракции ЛДПР будут в приоритете», – попытался «подловить» главу минфина Семенов.
Депутат похвалил властей за то, что расходная часть превысила планку в 150 млрд рублей (цифра-то хорошая). Но все же упрекнул в том, что до соседей с сопоставимой численностью населения еще далековато. На треть надо подрасти.
Порадовало Семенова и то, что в следующем году предусмотрен рост оплаты труда бюджетников. Но и здесь добавил каплю дегтя: даже при таком раскладе средняя зарплата в Алтайском крае останется одной из самых низких в стране. И нескоро еще достигнет среднего сибирского уровня в 44 тысячи рублей.
Индексация социальных выплат в 4%, на его взгляд, маловата. Как и маловато дали на спорт в Алтайском крае. А еще он посетовал на то, что власти не увеличили финансирование шахматного клуба на скромные 8 млн рублей, а дали всего чуть более 2 млн. Но здесь министр финансов поправил Семенова: ведь на это направление предусмотрено еще 28 млн рублей, которые пойдут на ремонт помещения.
КПРФ: «против распределения денег в тишине»
Коммунисты, как и обещали, и как теперь они часто делают, выступили против.
Глава КПРФ Александр Ткачев упрекнул правительство в том, что они, не спросив мнения депутатов, сами распределили дополнительные 6 млрд рублей (поступившие от федерации ко второму чтению).
А также в занижении планов по собственным доходам. Он ссылается на исследование аналитического рейтингового агентства, которое показало: с 2016 по 2019 годы бюджет собирал доходов на 13% больше, чем было запланировано. Так и в 2022 году: заложенный рост в 2,5 млрд рублей – это всего 4%, то есть в два раза менее, чем уровень инфляции.
«Мы говорим о заниженных показателях, которые позволяют правительству собирать дополнительные деньги и самостоятельно тратить в течение года. А депутатам предложат просто нажать кнопки и подтвердить свое согласие. Депутаты скажут «за», а как можно проголосовать против, все же растет? Но дополнительное собранные деньги будут распределяться не депутатами, а чиновниками в кабинетах в тишине. В чем тогда роль депутатов?» – задался вопросом коммунист.
Также он считает нецелесообразным, что к концу года (в данном случае прошлого) в регионе остается неистраченными 23 млрд рублей. Ткачев убежден, что власти могут в разы больше давать денег на поправки от фракций: и на дороги, и на выплаты, и на медиков, и на шахматы (о чем говорил Семенов).
Других и более серьезных недостатков в КПРФ не высказали. Но единственными в АКЗС проголосовали против.
«Справедливой России – За Правду»: «не идеален, но поддержим»
Справедливороссы проект бюджета поддержали единогласно. Глава фракции Александр Молотов отметил весомый объем казны на 2022 год.
«Но главная проблема не недостаточность объема расходной и доходной части бюджета на 2022 год, как нам пытаются доказать некоторые политические силы. В нынешних условиях рассчитывать на что-то большее в принципе невозможно. А эффективное исполнение столь амбициозных параметров бюджета», – подчеркнул парламентарий.
«Самый конструктивный оппозиционер» АКЗС оказался доволен, что из 14 поправок их фракции учли аж 12 (но не все в требуемой степени). И на почве радости решил бросить камешек в огород иных политических сил.
«Поэтому позиция фракции, которая конструктивно подходит к формированию бюджета, оказалось верной. Ведь полезность депутата для избирателей зависит не от того, насколько громко они заявят свою позицию. В том числе по поддержке или не поддержке краевого бюджета. Людям от этого не холодно и не жарко. А от того, насколько от нашей работы будут учтены интересы избирателей, и улучшиться их социально-экономическое положение», – подчеркнул Александр Молотов.
Ну и слегка покритиковал законопроект. По его словам, бюджет не идеален и не решает все проблемы, возникшие далеко не вчера. Главная из которых – необходимость обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния его жителей. Упрекнул Молотов разработчиков бюджета и в том, что на 2022 год не предусмотрен существенный рост расходов на медицину и соцвыплаты для молодых семей, которые хотят улучшить свое жилищное положение.
«Коммунисты России»: «бюджет должен быть в два раза больше»
Молодая фракция КР бюджет поддержала (в отличие от старшего брата, младокоммунисты пока чаще голосуют «за», чем «против»).
Глава фракции Сергей Матасов поблагодарил власти за принятие нескольких их поправок. Но посетовал, что все же не всех (на такое даже «большая» оппозиция никогда всерьез и не рассчитывает).
А потом молодой депутат и вовсе заявил, что комроссы считают, что бюджет должен быть в два раза больше. Правда, не сказал, за счет чего это можно сделать.
«Единая Россия»: «обязаны откинуть политические амбиции»
ЕР никак не могла бы не поддержать проект казны. Во-первых, это партия власти. А во-вторых, бюджет-то вышел очень даже солидный, уверены единороссы.
«Конечно, мы не можем говорить, что все у нас хорошо, накапливающийся негатив не дает делать долгосрочные прогнозы. Мы принимаем бюджет в непростое время, доходы не позволяют охватить все нужды региона, заставляют сосредоточить внимание на самом необходимом», – отметил глава фракции Сергей Приб.
Он напомнил, что страна и весь мир находятся в «экономической турбулентности». При этом край не ударяет в грязь лицом: за последние несколько лет бюджет вырос почти в два раза, работают многочисленные госпрограммы.
Фракция поддерживает дополнительные расходы на медицину, образование, социальную политику. Конечно, это мало, но лучше чем, ничего, считает он. И призвал всех проголосовать за документ, ибо за его непринятие придется заплатить слишком высокую цену.
«Находясь в крайне непростых условиях, мы обязаны откинуть все политические амбиции и рационально обозначить путь, по которому будем идти в ближайшее время», – сказал Приб.
Губернатор: «в тиши вопросы не решаются»
Глава региона поблагодарил депутатов за конструктивный диалог, который у них сложился при формировании бюджета.
«Естественно в течение года мы вернемся к корректировке этого документа. Будем надеяться и на дополнительные доходы. Однако вы видите, какая обстановка, пока еще все последствия ограничений и трансформации нашей жизни, которые происходят в связи с пандемией, достаточно точно прогнозировать сложно. Если будут дополнительные возможности – мы соберемся и распределим. Ни в коем случае эти вопросы не решаются в тиши и чиновничьих кабинетов. Они все равно все окажутся на этой площадке», – ответил фракциям Томенко.
А спикер АКЗС Александр Романенко, итожа принятие бюджета, назвал обсуждение конструктивным и консолидированным. Но при этом выразил сожаление по протестному голосованию КПРФ.
«Одна из фракций на непонятных основаниях не поддержала закон. Это не очень хороший сигнал избирателям, которые принимали решение (имеет ввиду, голосовали за КПРФ на выборах – прим.ред.). Просто искать причины, чтобы не проголосовать, это неправильная позиция», – сказал Романенко.
Во втором чтении 43 депутата проголосовали «за» краевой бюджет на 2022 год («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и «Коммунисты России»), а 19 против (КПРФ).