Сейчас владельцы строящихся объектов не уверены, что площади торгового центра будут на 100% заполнены арендаторами
В крупных городах России перестал расти рынок торговой недвижимости. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные международной консалтинговой компании Knight Frank.
В 10 из 15 городов, попавших в выборку исследования, по итогам первой половины 2018 года этот показатель остался на уровне, зафиксированном за аналогичный период прошлого года. Незначительный рост произошел в Москве (с 487 до 502 кв. м на 1 тыс. жителей.), Красноярске (с 316 до 338 кв. м), Казани (с 327 до 357 кв. м), Ростове-на-Дону (с 439 до 486 кв. м), Воронеже (с 464 до 497 кв. м). Эксперты объясняют остановку роста рынка торговой недвижимости падением девелоперской активности, которая произошла в начале 2018 года.
Директор аналитического агентства RID Analytics Елена Ермолаева рассказала «Политсибру», что в России действительно произошло насыщение рынка.
«Сейчас не лучшая экономическая ситуация, чтобы выводить на рынок новые проекты. Оборот торговли упал, население нищает, несмотря на все якобы позитивные экономические показатели. Определенную долю откусила интернет-торговля. Общая закредитованность населения приводит к тому, что потребительский спрос снижается. К примеру, в Новосибирске уже построено несколько крупных торговых объектов и сейчас рынок скорее развивается за счет строительства небольших объектов в районах, где идет массовая застройка жилья», - отмечает эксперт.
Ермолаева также добавила, что какие-то крупные торговые объекты строить нет смысла. Новый торговый центр будет иметь успех, если он будет иметь узкую специализацию, либо будет развлекательный или какой-то совершенно новый формат.
По ее словам, сейчас владельцы строящихся объектов не уверены, что площади торгового центра будут на 100% заполнены арендаторами, а также что в этот торговый центр придут покупатели. Поэтому им приходится либо приостанавливать свои проекты, либо перепрофилировать их.
По данным управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, за первое полугодие 2018 года в регионе было введено 82 объекта площадью 44,4 тыс. кв.м. Наиболее крупные торговые центры были запущены в Барнауле. За аналогичный период 2017 года в Алтайском крае было введено 134 объекта общей площадью более 24,4 тыс. кв.м.
Если брать в расчет полный 2017 год, то в регионе было введено 119 тыс. кв.м. торговых площадей, что значительно меньше, чем в 2016 году (137,1 тыс. кв.м.).
Приведенную выше статистику можно объяснить вводом в эксплуатацию стрит-ритейла (формат торговой точки, располагающейся на улице, обычно на первом этаже жилого дома, - прим. «Политсибру»), а не крупных торговых центров. Такое мнение высказала управляющая ТРЦ «Праздничный» Ирина Клюкина.
«Активный ввод связан со сдачей новостроек и магазинов на первых этажах. Также за счет ранее не достроенных объектов, которые достраивают сейчас. Сейчас из крупных в Барнауле строится только торговый центр на пересечении улиц Шумакова и Балтийской. Поэтому прирост торговых площадей осуществляется не за счет качественных крупных объектов коммерческой недвижимости», - отмечает Клюкина.
Собеседница также добавила, что успех новых крупных объектов стоит под вопросом, так как они могут попросту не заполнить свои площади. Поэтому их строительство – скорее исключение из правил.