«Политсибру» поговорил с руководителем исполкома Алтайской региональной организации ЕР Андреем Клюзовым.
О работе «Единой России» в «мирное» время, задачах на губернаторских выборах и партийных рейтингах «Политсибру» поговорил с руководителем исполкома Алтайской региональной организации ЕР Андреем Клюзовым.
Открытость – это тренд
- В прошлом году вы говорили мне в интервью, что власть должна общаться с народом. Проблемы с этим были в Барнауле, Бийске, других городах. Краевая власть тогда тоже не очень-то общалась. Изменилось ли что-нибудь с тех пор?
С назначением врио губернатора Виктора Томенко изменилось многое, в том числе, и формат общения власти с обществом. Прямой диалог только начинает строиться, понятно, что развернуться сразу на 180 градусов невозможно. Изменился и режим коммуникаций внутри региональной власти. Поэтому 30 мая 2018 года я бы назвал новой точкой отсчета.
Думаю, что тренд на открытость, возможность оперативной, простой коммуникации, близости власти к людям, который задается с регионального уровня, в конце концов, дойдет и до муниципального уровня.
Вы упомянули города. Бийск, по моей оценке, за этот год хорошо подтянулся в этом плане. Мэрия, «Единая Россия» идут бок о бок. В Рубцовске в этом плане сложнее. Нет единой команды. Во многом потому, что сама муниципальная власть не может до сих пор определить свое будущее и будущее города. Это вызывает беспокойство как на уровне рубцовского, так и на уровне регионального отделения партии «Единой России». Мы заинтересованы в том, чтобы двигаться в некоем фарватере, который задает муниципальный лидер. А с другой стороны, находясь на пике политических коммуникаций, мы зачастую вынуждены корректировать тот тренд, который задает муниципалитет.
В Барнауле управление политическими процессами, как мне представляется, выстроено если не оптимально, то вполне удовлетворительно. В последнее время, конечно, этому способствуют факторы, связанные с поступлением федеральных средств на ремонт дорог, созданием объектов комфортной городской среды в рамках федеральных партийных проектов. Это совместная работа исполнительной власти, депутатов. К тому же эти проекты в Барнауле в сравнении с другими городами были реализованы довольно удачно. Несмотря на некоторые прошлогодние трения с подрядчиками, это удалось конвертировать во вполне определенную политическую устойчивость муниципальной власти.
На постоянной основе
- СМИ сообщают, что федеральное руководство партии собирается ввести должности руководителей исполкомов во всех местных организациях «Единой России». Есть ли для этого средства и кадры в Алтайском крае?
- Действительно, такое решение принято на федеральном уровне. В июне мы приняли такое же решение в регионе – все руководители местных исполкомов имеют возможность работать по трудовому договору. Ресурсы на эти цели выделяются федеральным руководством партии. Пока у нас еще есть совместители. Но, я думаю, в течение года для 100 процентов руководителей исполкомы станут основным местом работы. Это существенный плюс. Понятно, что при совмещении партийная работа где-то отодвигалась на второй план. От этого страдает и уровень организации партработы, реализация проектов, присутствие в СМИ и, в конечном итоге, мотивация.
- Какую зарплату они получают?
- Есть базовый оклад - 16 тысяч рублей. Но у нас есть система премирования, которая зависит от загрузки, качества работы, проведения выборов. Это уже из средств регионального отделения партии. 9 сентября у нас помимо губернаторских выборов разыгрывается 400 мандатов в муниципалитетах. В тех районах, где проходят местные выборы, и там, где руководители исполкомов задействованы в организации губернаторской кампании, они могут рассчитывать на материальные поощрения из регионального партийного бюджета.
Появилась возможность говорить открыто
- Что общего и в чем отличия нынешней губернаторской кампании от кампании 2014 года?
- «Единая Россия» не является активным субьектом избирательного процесса. По сути - мы лишь предоставили площадку для выдвижения ВРИО губернатора Виктору Томенко, который при этом является беспартийным. Мы поддерживаем и разделяем его позицию по многим вопросам, помогаем формировать программу развития региона. Но всю политику, связанную с содержательным наполнением программы и действиями в рамках кампании, определяет сам кандидат. Партия лишь помощник в этом процессе.
Касательно вашего вопроса, то, на мой взгляд, общее заключается в том, что в обоих случаях кампания имеет тенденцию к референдумному типу голосования: низкая конкурентная база и отсутствие серьезных оппонентов. А вот стиль ведения, организации работы – они принципиально разные. Кампания Виктора Томенко выстроена на ожиданиях людей и обратной связи. В крае есть запрос на позитивные изменения. Пришла пора озвучить болевые точки и начать добиваться решения проблем, которые долгое время по разным причинам, в том числе объективным (никто не хочет кидать камни в кого-либо), не решались. Совершенно понятно, что если, например, проблему заработной платы не признавать и замалчивать, то она и решаться не начнет. Безусловно, способы ее решения могут быть различны, и она не решится в одночасье, но, тем не менее, радует то, что в рамках этой кампании есть возможность говорить с избирателями открыто и с высокой степенью доверия.
Работа на результат
- Кто или что определяет идеологию кампании Виктора Томенко?
- На мой взгляд, в целом идеологию кампании определяют два фактора. Один из них - федеральный: Виктор Петрович - человек из резерва президента, назначен главой государства исполняющим обязанности губернатора. Это человек, который может новыми подходами и нестандартными методами воплощать в жизнь политику Владимира Путина на территории региона. Второй фактор – позиция самого кандидата. Он много времени, несмотря на огромную работу, связанную с управлением регионом, занимается штабом, уделяет внимание избирательной кампании и лично вникает в детали. Для него выборы – это возможность очень плотного общения с жителями Алтайского края. Он использует это время, чтобы максимально напитаться информацией, понять чаяния людей и сформировать задачи, решения которых от него ожидают в первую очередь.
17-18 августа состоится конгресс муниципальных образований, который проходит при содействии регионального отделения партии. В рамках конгресса состоится презентация проекта программы развития края. Мы рассчитываем, что ее представит наш кандидат. Эта программа взята не с потолка. Штаб Виктора Томенко запустил несколько экспертных площадок. Хотел бы отметить и «круглые столы», которые проводила «Сибирская медиагруппа», на которых обсуждались проблемы края, возможные варианты их решения. Все это работает в конечном итоге на один результат.
Канва программы была сформирована программной комиссией, куда вошли представители разных социальных сред – аграрного сектора, промышленности, науки, власти, гражданского общества. Теперь базовый документ постоянно обновляется и пополняется новыми пунктами в ходе обсуждения на муниципальном уровне. В середине месяца предстоит обсуждение на уровне региона.
Программа - это не разработанный персонально Виктором Томенко алгоритм действий, который он сам придумал и навязывает другим людям для исполнения. Это очень подвижный документ, представляющий собой консолидированное мнение общественности, в том числе людей, с которыми в последние годы вообще не принято было разговаривать. Виктор Петрович на самом деле готов рассматривать идеи от самых разных людей.
Без давления
- На что будет делаться упор в агитационной кампании?
- Первое, над чем ведется большая работа, это узнаваемость кандидата. На сегодняшний день социологические замеры фиксируют его узнаваемость в районе 60 процентов. Это хороший показатель для человека, о котором ничего не было известно в крае два месяца назад. Причем фиксируется не спонтанная узнаваемость - «знаете ли вы, кто такой Виктор Томенко?», а «знаете ли вы, кто временно исполняющий обязанности губернатора Алтайского края?»
Вторая задача, которую ставит перед собой штаб кандидата - явка и гражданская ответственность, связанная с выборами. К сожалению, они не на высоте. Ожидания по явке в случае, «если мы ничего не делаем» - 23 – 25 процентов. Поэтому, конечно же, нужно звать людей на выборы, приглашать, мобилизовывать. Никто никаких списков составлять не будет, не будет давления на руководителей предприятий. Но в рамках работы «Единой России», штабов кандидата в муниципалитетах будет сделан упор на встречи, информирование, распространение агитационных материалов. Агитационная сеть будет формироваться, скорее, в волонтерском режиме.
Творчество масс
- Кто придумал слоган «Энергия развития»?
- Это скорее не слоган, а народное настроение. На старте кампании штаб кандидата провел фокус-групповые исследования, в рамках которых эксперты просили людей сформулировать коротко, что сейчас нужно Алтайскому краю. Было много предложений, и, в том числе, «Энергия развития Алтайского края». Было решено воспользоваться этим. Согласовали с кандидатом, он воспринял позитивно.
Контур легитимности
- Есть какие-то федеральные установки по поводу явки и результатов выборов?
- Жестких установок нет. Разумеется, есть внутренняя установка, цели, которые сам для себя определяет штаб, исходя из степени конкурентности и формирования контура легитимности. Учитывая конкурентное поле, результат в районе 65 – 70 процентов вполне достижим. Что касается явки, я не хочу озвучивать сейчас цифры, но скажу, что мы рассчитываем на тот уровень явки, при которой власть сможет уверенно стоять на ногах, чувствовать себя легитимной.
Задача – устойчивый рейтинг
- В 2019 году больших выборов не планируется. Решением каких задач будет заниматься партия?
- Выборы проводятся в формате блицкрига. Он плох тем, что ты жертвуешь всем ради победы. Победа является стратегической задачей с точки зрения текущего момента, а с позиции партии – это тактическая задача. Поэтому мы будем заниматься системным партийным строительством. В 20 процентах муниципалитетов живет 80 процентов избирателей. Там, где максимальное количество электората, мы будем выстраивать работу максимально системно.
Устойчивый рейтинг партии в этих территориях должен быть на уровне 40 – 45 процентов. Хотелось бы, чтобы это был текущий рейтинг, не зависящий от остроты политической ситуации. Понятно, что во время выборов рейтинг подрастает. Но хотелось бы, чтобы он был более-менее устойчивым.