Кандидаты в губернаторы Алтайского края начали сдавать документы на регистрацию. Формально избирательная началась еще в июне, но развивается
Кандидаты в губернаторы Алтайского края начали сдавать документы на регистрацию. Формально избирательная началась еще в июне, но развивается она очень медленно. Почему так происходит – в материале «Политсибру».
Имиджа ради
Предстоящие выборы губернатора в Алтайском крае заметно отличаются от предыдущих. Эта кампания не будет наполнена претензиями в адрес краевых властей. Кандидат № 1, врио губернатора Виктор Томенко, начал руководить краем совсем недавно и критиковать его пока не за что.
Как уже писал «Политсибру», в бюллетени должны быть включены четыре фамилии: Виктор Томенко, «Единая Россия»; Владимир Семенов, ЛДПР; Людмила Суслова «Справедливая Россия»; Андрей Крылов, «Партия Роста». Томенко и Семенов уже сдали документы в крайизбирком, Суслова также должна посетила комиссию 27 июля. Сдача документов Крыловым ожидается 28-го.
Рубцовский журналист Сергей Сущевский от «Партии малого бизнеса России» и барнаульский общественник Виктор Рау, выдвинутый «Яблоком», в следующий тур кампании ожидаемо не проходят – не собрали подписи муниципальных депутатов.
То, что кандидаты от непарламентских партий, кроме одного (в 2014 году это был Владимир Кириллов от «Зеленых»), не пройдут муниципальный фильтр, было понятно сразу. Они участвовали в кампании «имиджа» ради – своего или партии.
Без обещаний
Предстоящие выборы стали для политических сил региона неожиданным, хоть и долгожданным, сюрпризом. Долгожданность их обусловлена не желанием всерьез побороться за губернаторский пост, а стремлением к смене власти в крае.
Задача главного кандидата в этой ситуации - стать своим в крае, говорят политологи, а его оппонентам стоит строить отношения с потенциальным главой региона.
«Виктор Томенко интенсивно ездит по Алтайскому краю, напитывается [информацией]. Чаще всего, правда, он ездит по наторенным маршрутам, но бывает, что заезжает и туда, где не был предыдущий губернатор. Из этого можно сделать вывод, что он пытается понять для себя, что такое Алтайский край.
Меняется формат общения. К примеру, на встрече с профсоюзами Томенко удивил всех тем, что не стал сольно выступать, как это делал его предшественник на подобных мероприятиях, а заслушал руководителей профильных профсоюзов с их предложениям. Главный кандидат ничего, по сути, не обещает. Его задача - составить объективную картину о крае и перейти к действиям уже после выборов», - считает политтехнолог Андрей Некрасов.
Оппоненты Томенко также никаких предвыборных обещаний давать не спешат. «Время выбирать своих»,- гласит агитационный плакат в поддержку кандидата от ЛДПР Владимира Семенова. В официальной группе алтайских жириновцев во ВКонтакте среди очевидных преимуществ кандидата подчеркивается как раз то, что Семенов «свой, алтайский». «Он честный и порядочный человек. Наш земляк, постоянно проживает в регионе и знает все проблемы изнутри, а значит, готов их решать», - говорится в сообщении.
Ход неплохой, однако, у населения нет сейчас идентификации «свой/чужой». Семенов не имеет того опыта и уровня популярности среди населения, который сыграл бы в его пользу, считает политолог Сергей Асеев.
«Что касается «Справедливой России» и ЛДПР, то они кампании своих кандидатов будут строить сдержанно, не выделяясь. У оппозиции никакой платформы для конкурентной борьбы на данный момент нет. Реальную предвыборную борьбу никто устраивать не будет. Это могли бы сделать коммунисты, но они дистанцировались от кампании, чтобы сохранить высокий рейтинг после выборов в Госдуму, и банально из-за отсутствия необходимых ресурсов. Считаю, что для Виктора Томенко та модель имиджа, которая для него выбрана, абсолютно беспроигрышна - профессиональный управленец, экономист, администратор. Рациональная модель выбора сейчас у населения превалирует, и все понимают, что сложными процессами может управлять только профессиональный человек. И в этом плане Томенко, с учетом его предыдущей работы, обыгрывает всех на несколько шагов вперед», - считает Асеев.
Вообще, по мнению политологов, от предвыборного периода ничего сенсационного ждать не стоит. Это будет вялотекущая кампания с размытой повесткой и полным отсутствием конкурентной борьбы. Впрочем, этим Алтайский край мало отличается от других регионов Сибири, где осенью пройдут выборы. Предвыборная кампания в этом году решает более долгосрочные задачи: это возможность для врио губернатора сформировать себе имидж для работы в будущем, а для политических элит начать новый, совершенно иной этап общения с краевыми властями.